Контроль представляет собой неотъемлемый компонент любой деятельности, включая педагогическую. Определенная система проверки эффективности образовательно-воспитательного процесса выступает необходимым условием управления педагогической деятельностью, инструментом получения сведений о промежуточных результатах усвоения системы знаний, умений и навыков определенной учебной дисциплины.
Своевременное систематическое регулярное проведение контроля позволяет вносить коррективы в педагогический процесс, пересматривать содержание обучения, основные принципы, методы и формы взаимодействия между педагогом и обучающимся. Выступая относительно самостоятельным этапом образовательно-воспитательного процесса, контроль успешно выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, что повышает актуальность использования данной формы работы в педагогической практике.
Определение контроля
В наиболее общем виде под контролем в педагогике понимают соотношение достигнутых обучающимися результатов с запланированными целями.
Требования к проведению контроля
На сегодняшний день проведение систематических проверок требует соблюдения ряда условий, включая следующие:
- реализация индивидуального подхода, осуществление контроля за работой каждого отдельного ученика, что позволит выявить уровень усвоения знаний каждым обучающимся;
- реализация дифференцированного подхода, позволяющего учитывать индивидуально-личностные особенности каждого обучающегося, специфику учебной дисциплины;
- регулярность, систематичность проведения контроля на всех этапах организации образовательно-воспитательного процесса; синтез данной формы работы с другими видами учебной деятельности;
- применение разнообразных форм контрольных процедур, что способствует оптимизации реализации воспитательной функции, повышению интереса обучающихся у содержанию обучения, конкретной учебной дисциплине;
- всесторонний характер контроля, охват всех разделов учебной программы, что позволяет провести комплексную проверку усвоения знаний, умений и навыков, уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся;
- объективность, позволяющая исключить любые субъективные, преднамеренные суждения, способные привести к формированию ошибочных оценочных выводов.
Формы контроля
Следует отметить, что контроль в процессе практической реализации образовательно-воспитательной деятельности выступает одной из наиболее разработанных процедур в теоретико-методологическом плане.
В современной педагогической науке представлены различные формы и методы контроля, направленные на выявление того или иного аспекта реализации педагогического взаимодействия.
Одним из наиболее распространённых способов реализации контролирующей функции выступает систематическое, целенаправленное наблюдение за деятельностью обучающихся. Результаты наблюдения целесообразно заносить в специальные дневники, отражая как общие, так и конкретные факторы.
В свою очередь, на различных этапах обучения могут использоваться формы предварительного, текущего, тематического или итогового контроля.
Предварительный контроль направлен на выявление уровня сформированности знаний по учебной дисциплине, которая будет изучаться. Результаты предварительного контроля позволяют оптимизировать процессы целеполагания, подбора содержания учебной дисциплины, дидактических материалов.
Текущий контроль осуществляется постоянно, планомерно, систематически в процессе изучения учебной дисциплины, позволяя педагогу корректировать содержание образовательно-воспитательного процесса.
Тематический контроль проводится периодически, направлен на выявление усвоения знаний, умений и навыков при изучении отдельной темы.
Итоговый контроль носит комплексный характер, направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений и навыков, сформированности основных компетенций в процессе изучения отдельной дисциплины.
Следует отметить, что данная классификация не является исчерпывающей.
Таким образом, контроль представляет собой неотъемлемую составляющую образовательно-воспитательного процесса, направленную на гармонизацию педагогического взаимодействия, позволяющую оптимизировать процессы формулировки целей и задач обучения, отбора содержания обучения, дидактических материалов.