Понятие о средствах обучения и их сущность
Средства обучения являются составной частью методов обучения. Они способствуют увеличению эффективности учебного процесса и гарантируют реализацию принципа наглядности, предоставляют учащимся материал в виде наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех шагах обучения.
В педагогике на сегодняшний день отсутствует однозначное определение понятия средств обучения.
Средства обучения - это различные объекты, которые используют преподаватель и ученики в процессе обучения.
Под средствами обучения можно понимать разнообразнейшие орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращенное время достигаются установленные цели обучения.
Основное дидактическое предназначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала.
Отбор средств обучения определяется:
- задачами урока;
- использующимися методами обучения;
- содержанием учебного материала;
- предпочтениями учителя.
Функции средств обучения
Можно отметить следующие функции средств обучения:
- Познавательная функция. Состоит в том, что средства обучения непосредственно служат познанию существующей действительности; гарантируют передачу наиболее совершенной и чёткой информации об явлении или объекте изучения и позволяют наблюдать явления и объекты, которые труднодоступны или совсем недоступны конкретному наблюдению при помощи органов чувств (к примеру, учебный микроскоп позволяет рассмотреть объекты, невидимые невооруженному глазу).
- Формирующая функция. Состоит в том, что средства обучения развивают познавательные возможности учащихся, их ощущения и волю, психологическую сферу.
- Дидактическая функция. Заключается в том, что средства обучения считаются принципиальным источником познаний и умений, упрощают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность.
В учебном процессе все функции выступают в единстве, дополняя друг друга.
Принципы использования средств обучения
Выделяют следующие принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Классификации средств обучения
- По характеру воздействия на учащихся:
- визуальные: предметы, карты, макеты, диафильмы, ИКТ – презентации, слайды;
- аудиальные: радио, музыкальный центр;
- аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
- обыкновенные: учебники, печатные пособия, модели, картины;
- трудные: компьютеры, механические визуальные средства, лингафонные кабинеты.
- естественные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камешков, шишек, растений, семечек, желудей);
- символические (представляют действительность при помощи знаков, символов: картинки, карты, схемы;
- технические: визуальные, аудиовизуальные средства.
- природная: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины, произведения искусств);
- объемная (геометрические фигуры, чучела);
- изобразительная (фото, кадры теле-, кино-, диафильмов, диапозитивов);
- графическая (схемы, таблицы, чертежи, диаграммы);
- символическая (глобус, географические карты);
- звуковая (магнитофонная запись);
- мультимедиа, базирующаяся на компьютерных разработках, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
При использовании любых видов средств обучения нужно соблюдать меру и соотношения, которые характеризуются закономерностями обучения, например, законом интериоризации. Так, отсутствие либо недостаточное количество средств наглядности понижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднений понимания и образного восприятия материала. Однако огромное количество демонстраций создает развлекательное настроение у учащихся. Оптимальным при изучении трудной темы считается 4 - 5 презентаций за урок, беря во внимание и средства для самостоятельной работы учащихся и средства контролю.
Подходы к исследованию средств обучения
Опыт современных преподавателей и экспериментальные исследования Л. Выготского, И. Колошиной, П. Гальперина и других педагогов, продемонстрировали, что интенсивность интеллектуального развития находится в зависимости от того, предоставляются ли средства обучения в уже готовом виде, либо конструируются учениками совместно с преподавателем на уроке. Конструирование средств обучения содействует обеспечению развивающего эффекта и наиболее высокого свойства познаний учащихся, нежели их простое использование. Это можно объяснить тем, что исследование новейших средств обучения, также как и улучшение уже освоенных, подразумевает под собой модифицирование познавательных задач, внедрение новейших форм тренировочных упражнений.
В практике обучения наибольшее распространение получили три главных подхода к исследованию, конструированию и использованию средств обучения. Согласно первому, исследование средств обучения никак не относится к преподаванию, а поэтому нужно применять только уже имеющиеся материалы в кабинетном оборудовании. В данном подходе отождествляются средства обучения и обыкновенные средства наглядности и контроля, которые, безусловно, создают некое удобство, но без которого можно легко обойтись. Приверженцы данной теории утверждают, что им для обучения достаточно только доски и мелков.
Второй подход, наоборот, абсолютизирует роль средств обучения, рассматриваемых как основные и единственные, которые обеспечивают достижение цели, а другие составляющие, такие как, способы, организация обязаны соответствовать им, и обусловлены особенностью средств обучения. Преувеличение роли средств обучения вызвано, скорее всего, негативной реакцией на первый подход, отрицающий их значение и воздействие на умственное формирование воспитанников и качество знаний.
Последняя точка зрения рассматривает средства обучения, прежде всего, в системе деятельности учителя и учеников. Они исполняют конкретные функции и гарантируют, наравне с иными составляющими, конкретное свойство познаний и умственное формирование воспитанников.