Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кейсметод в обучении

Определение 1

Метод кейсов или кейс-метод – это способ решения сложных задач или проблемных ситуаций, не имеющий четкой структуры и предполагающий применение учащимися креативного мышления и творческого потенциала.

Сущность кейсметода в обучении

Для кейсметода характерным является обязательное наличие актуальной проблемы или ситуации, определенных действующих лиц, драматической составляющей и потребности сделать определенный выбор.

Кейсметод имеет несколько источников, которые представляют собой различные виды информационной базы:

  1. Случаи, факты и сложные ситуации из социальной жизни.
  2. Основная цель процесса обучения, его цели, методы и содержание.
  3. Наука, являющаяся методологической основной процесса обучения.
  4. Различные источники учебной, научной и методической литературы, из которых можно почерпнуть разнообразные идеи для построения сценария кейса.
  5. Данные статистики.

Популярность использования кейсметода заключается в том, что он достаточно эффективен и гарантирует высокие обучающие результаты, а также удобен в применении.

Подготовка метода кейсов

Кейсметод чаще всего применяется в учебном кабинете, а вот его подготовительный (начальный) этап осуществляется педагогом самостоятельно, без участия учащихся вне учебного кабинета.

Основная задача педагога на данном этапе заключается в проведении необходимой соответствующей подготовки для организации и реализации кейса.

Подготовка заключается в следующем:

  1. Постановка проблемы кейса, на основании характера взаимоотношений между участниками учебного процесса, уровня их подготовленности и основной обучающей цели.
  2. Осуществление моделирования ситуации, от начала до ее завершения.
  3. Формулировка вопросов и аргументов, которые могут возникнуть у учащихся в процессе решения кейса. Вопросы должны направлять учащихся на нужный путь в поиске решения.
  4. Составление заданий, которые необходимо будет выполнить учащимся самостоятельно во время учебного занятия и дома (домашняя работа).
  5. Разработка оценочной шкалы решения заданий кейса.
«Кейсметод в обучении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Задача учащихся на подготовительном этапе заключается в изучении информации по кейсу, которую им представляет педагог, непосредственное выполнение его заданий.

Реализация кейса

Реализация кейса осуществляется в следующей последовательности:

  1. Диагностика ситуации, представленной в кейсе, состоит из трех частей: описание исходного состояние объекта, с выделением его характерных параметров;

    • определение должного состояние объекта и его основных параметров;
    • сравнение реального и должного состояния объекта.

    По итогу диагностики учащиеся устанавливают - имеется или нет различие между должным и реальным состоянием. Если различий не найдено, то учащиеся приступают к непосредственной практической работе с объектом. В том случае, если установлены различия, то учащиеся определяют и фиксируют тип различий, приступают к разработке способов их устранения.

  2. Выработка альтернатив – является одним из этапов диагностики ситуации кейса, направлена на поиск альтернатив, способствующих определению и выработке решения.

    Основной задачей учащихся на данном этапе является определение всех возможных вариантов решения ситуации. Результатом данного этапа должна быть выработка нескольких вариантов, которые будут проработаны в дальнейшем более детально.

    Обучающими задачами, помимо развития познавательной активности учащихся является ряд следующих задач:

    • Мотивация учащихся на работу в коллективе (группе).
    • Создание благоприятной психологической атмосферы в классе, направленной на снятия напряжения и застенчивости у учащихся, их раскрепощению, настрою на учебный лад.
    • Осуществление оценки уровня знаний и умений учащихся, анализ взглядов и точек зрения на различные вопросы.
    • Стимулирование умственной деятельности учащихся.
    • Поддержка мотивации и энтузиазма учащихся на усвоение учебных знаний.
    • Анализ выполненных заданий, упражнений и задач.
    • Проверка практических заданий, выполненных учащимися в ходе решения кейса.
    • Формирование креативного и творческого подхода к решению поставленных перед учащимися задач и ситуаций.
  3. Обсуждение выводов и результатов – является завершающим этапом решения кейса. На данном этапе педагог, совместно с учащимися, обсуждают полученные результаты, возникшие в процессе решения проблемы и затруднения.

    На этом этапе очень важно дать высказаться каждому участнику. Главным условием является то, что высказывание должно быть аргументировано, а позиция уточнена.

    В процессе обсуждении необходимо наиболее активных участников сдерживать, а пассивных «втягивать» в дискуссию, тем самым давая всем в равной мере высказать свою точку зрения и позицию по рассматриваемому вопросу.

    Завершающий этап является наиболее импульсивным, так как каждый учащийся старается не просто высказаться, но и отстоять свою точку зрения. Именно поэтому педагогу следует наиболее тщательно подойти к организации этого этапа.

В качестве завершения кейса могут быть использованы следующие варианты:

  1. Представление каждым участников краткого резюме, которое обязательно должно содержать конкретные выводы, сделанные им в ходе решения.
  2. Предоставить каждому участнику возможность задать дополнительные вопросы, которые не были затронуты во время занятия или же вызвали наибольший интерес (затруднение) у учащегося.
  3. В том случае, если участник не смог решить кейс, предоставить ему дополнительные задания, которые будут продолжением предыдущих заданий и натолкнуть учащегося на поиск окончательного решения.
  4. Позволить каждому участнику подвести итоги, высказаться по полученному решению. Выступления с резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, представленными в устной или письменной форме.

Как показывает практика, применение кейсметода в обучении значительно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

Дата последнего обновления статьи: 24.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot