Метод кейсов или кейс-метод – это способ решения сложных задач или проблемных ситуаций, не имеющий четкой структуры и предполагающий применение учащимися креативного мышления и творческого потенциала.
Сущность кейсметода в обучении
Для кейсметода характерным является обязательное наличие актуальной проблемы или ситуации, определенных действующих лиц, драматической составляющей и потребности сделать определенный выбор.
Кейсметод имеет несколько источников, которые представляют собой различные виды информационной базы:
- Случаи, факты и сложные ситуации из социальной жизни.
- Основная цель процесса обучения, его цели, методы и содержание.
- Наука, являющаяся методологической основной процесса обучения.
- Различные источники учебной, научной и методической литературы, из которых можно почерпнуть разнообразные идеи для построения сценария кейса.
- Данные статистики.
Популярность использования кейсметода заключается в том, что он достаточно эффективен и гарантирует высокие обучающие результаты, а также удобен в применении.
Подготовка метода кейсов
Кейсметод чаще всего применяется в учебном кабинете, а вот его подготовительный (начальный) этап осуществляется педагогом самостоятельно, без участия учащихся вне учебного кабинета.
Основная задача педагога на данном этапе заключается в проведении необходимой соответствующей подготовки для организации и реализации кейса.
Подготовка заключается в следующем:
- Постановка проблемы кейса, на основании характера взаимоотношений между участниками учебного процесса, уровня их подготовленности и основной обучающей цели.
- Осуществление моделирования ситуации, от начала до ее завершения.
- Формулировка вопросов и аргументов, которые могут возникнуть у учащихся в процессе решения кейса. Вопросы должны направлять учащихся на нужный путь в поиске решения.
- Составление заданий, которые необходимо будет выполнить учащимся самостоятельно во время учебного занятия и дома (домашняя работа).
- Разработка оценочной шкалы решения заданий кейса.
Задача учащихся на подготовительном этапе заключается в изучении информации по кейсу, которую им представляет педагог, непосредственное выполнение его заданий.
Реализация кейса
Реализация кейса осуществляется в следующей последовательности:
Диагностика ситуации, представленной в кейсе, состоит из трех частей: описание исходного состояние объекта, с выделением его характерных параметров;
- определение должного состояние объекта и его основных параметров;
- сравнение реального и должного состояния объекта.
По итогу диагностики учащиеся устанавливают - имеется или нет различие между должным и реальным состоянием. Если различий не найдено, то учащиеся приступают к непосредственной практической работе с объектом. В том случае, если установлены различия, то учащиеся определяют и фиксируют тип различий, приступают к разработке способов их устранения.
Выработка альтернатив – является одним из этапов диагностики ситуации кейса, направлена на поиск альтернатив, способствующих определению и выработке решения.
Основной задачей учащихся на данном этапе является определение всех возможных вариантов решения ситуации. Результатом данного этапа должна быть выработка нескольких вариантов, которые будут проработаны в дальнейшем более детально.
Обучающими задачами, помимо развития познавательной активности учащихся является ряд следующих задач:
- Мотивация учащихся на работу в коллективе (группе).
- Создание благоприятной психологической атмосферы в классе, направленной на снятия напряжения и застенчивости у учащихся, их раскрепощению, настрою на учебный лад.
- Осуществление оценки уровня знаний и умений учащихся, анализ взглядов и точек зрения на различные вопросы.
- Стимулирование умственной деятельности учащихся.
- Поддержка мотивации и энтузиазма учащихся на усвоение учебных знаний.
- Анализ выполненных заданий, упражнений и задач.
- Проверка практических заданий, выполненных учащимися в ходе решения кейса.
- Формирование креативного и творческого подхода к решению поставленных перед учащимися задач и ситуаций.
Обсуждение выводов и результатов – является завершающим этапом решения кейса. На данном этапе педагог, совместно с учащимися, обсуждают полученные результаты, возникшие в процессе решения проблемы и затруднения.
На этом этапе очень важно дать высказаться каждому участнику. Главным условием является то, что высказывание должно быть аргументировано, а позиция уточнена.
В процессе обсуждении необходимо наиболее активных участников сдерживать, а пассивных «втягивать» в дискуссию, тем самым давая всем в равной мере высказать свою точку зрения и позицию по рассматриваемому вопросу.
Завершающий этап является наиболее импульсивным, так как каждый учащийся старается не просто высказаться, но и отстоять свою точку зрения. Именно поэтому педагогу следует наиболее тщательно подойти к организации этого этапа.
В качестве завершения кейса могут быть использованы следующие варианты:
- Представление каждым участников краткого резюме, которое обязательно должно содержать конкретные выводы, сделанные им в ходе решения.
- Предоставить каждому участнику возможность задать дополнительные вопросы, которые не были затронуты во время занятия или же вызвали наибольший интерес (затруднение) у учащегося.
- В том случае, если участник не смог решить кейс, предоставить ему дополнительные задания, которые будут продолжением предыдущих заданий и натолкнуть учащегося на поиск окончательного решения.
- Позволить каждому участнику подвести итоги, высказаться по полученному решению. Выступления с резюме могут быть как индивидуальными, так и групповыми, представленными в устной или письменной форме.
Как показывает практика, применение кейсметода в обучении значительно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.