Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
Происходящие модификации в социуме, развитие и современные технологии в науке и образовании, в кругу преподавательской деятельности выдвигают актуальные задачи о совершенствовании образовательной системы. Одним из способов постоянного усовершенствования данной сферы деятельности являются нововведения, представляющие собой применение в педагогическом процессе разнообразных новшеств. Они применяются в содержании обучения, способах, видах и образовании процесса обучения, преподавания и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.
Что такое «инновация»?
Переводя с английского термин «инновация» («innovation»), получаем «появление чего-то нового».
Нововведения появляются в процессе решения главных проблем новейшими способами и средствами.
Создавать центры по изучению и анализу педагогических новшеств и «выводить в свет» литературные издания о нововведениях в образовательной сфере («Information et innovation en education», «Educational Innovation in the United States» и др.) начали в середине прошлого столетия в США и во многих странах Европы.
В Советском Союзе вели аналогичную работу. Новации в области педагогики внедрялись выборочно, приветствовалась и поощрялась передача преподавательского навыка.
Таким образом, процесс укоренения инноваций — это направленный, обоснованный, осмысленный процесс по зарождению, усвоению, использованию и увеличению новейших, современных концепций, действующих и приспособленных к конкретным требованиям и подходящих к определенным условиям.
Этот процесс предусматривает качественное совершенствование концепции и стимулирует его участников к изменению их точки зрения в определенном вопросе. Инновационные образовательные процессы включают в себя 2 важнейшие педагогические проблемы:
- проблема исследования педагогического опыта;
- проблема воплощения в реальность достижений педагогики.
Конечный итог инновационных разработок в образовании – это пользование новшествами в теории и на практике. При этом инновация в образовании предусматривает введение дополнений в цели образования: создание нового содержания, эффективных методов, форм, организации обучения и воспитания; распространение педагогического умения; внедрение новейших технологий управления школой как экспериментальной площадкой.
Если собственное обновленное образовательное направление предполагает изменение образовательного и воспитательного процессов, которые являются последовательными и систематичными, а, следовательно, затрагивают задачи, содержимое, способы, приемы и иные части преподавательской деятельности, то выделяют 2 группы факторов:
- объективные — создание условий, поддерживающих развитие инноваций и предусматривающих их использование;
- субъективные - готовность субъекта инновационного процесса к данной деятельности.
Субъектами инновационных процессов являются: ученые-педагоги, учителя и остальные работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную специфику.
Сущность инновационной направленности педагогической деятельности
Высокотехнологичная направленность является частью коллективной преподавательской деятельности. Но нужно также учитывать субъективную и объективную сторону существующего процесса. Здесь объектом будут считаться иные аспекты деятельности, которые развивались ранее и сегодня время несут репродуктивные черты, а методы и способы этой деятельности для педагогов-новаторов стали носить проблемный характер.
Что же дает стимул инновационной направленности педагогической деятельности?
Ответить на поставленный вопрос можно опираясь на социально-экономические реформы, происходящие в обществе и в образовательной системе, измененной образовательной политикой из Конституции РФ и Законе «Об образовании». Данная политика предусматривает гуманитиризацию содержания образования; состав и введение новых дисциплин; изменение объема содержания. Изменение взглядов педагогов к освоению педагогических новшеств, проявления ими исследовательского интереса к созданию педагогических новшеств, использованию их в практической работе.
На практике можно выделить следующие пути внесения нового в школы:
- развитие своего опыта;
- использование опыта, созданного другими;
- изучение научных разработок;
- метод пробы и ошибок;
- сам эксперимент.
Этапы инновационной деятельности
Идея от самого своего зарождения до своего воплощения на практике проходит через несколько этапов:
- обоснованное предложение о способах решения образовательно-воспитательной задачи;
- развернутое использование методики;
- практическая реализация;
- полное освоение.
На данном этапе процесс не заканчивается. Развитие новшеств происходит постоянно, пока не найдется более простой и эффективный подход к решению проблемы. Для укоренения новых форм и методов работы требуется подготовка учителей к работе в новых условиях, методическое и технологическое обеспечение.
Применение новых технологий в разных ситуациях напрямую подчиняется уровню педагогической работы в школе. Для этого необходимо адаптировать новшество к определенным условиям. Больших усилий требует введение новшеств, касающихся отношений между людьми, а также системы руководства наукой и образованием. У идей с незначительными обновлениями шансов быстро и эффективно внедриться в педагогический процесс намного больше. Следует также сказать, что успех введения инноваций зависит напрямую от проверенного опыта.