Характеристика учебных дисциплин
В характеристике содержится изображение предметной области, в которую включены:
- предметы, и роли учебного предмета в реализации целей НОО,
- обоснованность разделения общего количества учебных часов по годам изучения (на основании учебного плана ОУ),
- обоснование выбора учителем определенной авторской программы (или Примерной программы),
- учебно-методический комплект.
Составляя рабочую программу, учитель может воспользоваться несколькими авторскими программами, а также включить в авторскую (Примерную) программу преобразования, в случае:
- пополнения современными темами определенного раздела;
- добавление количества часов на тот или иной раздел или тему,
- перерасчет количества часов внутри самого раздела или темы,
- изменения упорядоченности освоения учебного материала и т. д.
В данном пункте следует показать виды и формы создания учебного процесса, межпредметные и внутрипредметные связи.
Расписание уроков
Составление расписания является нелегкой задачей.
Это целая наука – теория расписаний, исследующая и квалифицирующая вопросы такого рода, а также разные примерные способы их решения.
В центре находятся эвристические методы, в которых совершаются попытки воссоздать логику и технику работы диспетчера. Но подготовленные программы не разрешают делать идеальное расписание уроков, учитывая пожелания учителей и требования администрации и СанПиНа.
- учет санитарных правил и норм;
- учет академической работы учителя;
- учет динамической перемены в классах защиты зрения;
- разделение класса на несколько человек;
- соединение классов в поток;
- расписание класса без «окон»;
- уменьшение «окон» в расписании учителей;
- распределение замещений;
- учет внеурочной деятельности;
- занятость классных кабинетов;
- деятельность учителей в паре;
- соединение преподавателями работы на 1, 2 и 3 ступенях обучения;
- предпрофильное обучение учеников 9-х классов;
- факультативные занятия по выбору учащихся;
- дежурство по школе учителей и учеников.
В различные дни учебной недели умственная работоспособность обучающихся неодинакова. Ее показатели вырастает к середине недели и сохраняется невысокими в начале и в конце недели. Вследствие чего распределение учебной загруженности во время недели выстраивается таким образом, чтобы максимальный ее объем выпадал на вторник и четверг в 1-7 классах, (среда является облегченным днем);8-11 классах вторник, среда, четверг. На эти дни в расписание уроков включены либо наиболее тяжелые дисциплины, либо средние и легкие по трудности дисциплины, но в большем количестве, чем в другие дни недели.
учебных дисциплин и расписание уроков ">
Известно, что работоспособность школьников приходится на промежуток 10-12 часов. Это и есть те часы максимальной эффективности освоения материала при низких психофизических потребностях организма.
Составляя расписания уроков, следует переставлять разные по трудности дисциплины в продолжение дня и недели: для учащихся 1 ступени образования главные предметы (математика, русский, иностранный язык, природоведение, информатика) менять с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для учащихся 2 и 3 ступени образования предметы естественно-математического профиля менять с гуманитарными предметами.
Дисциплины, которые требуют немалых затрат времени на подготовку, не должны объединяться в один день.
Рекомендации по составлению расписания
Возникновение перегруженности и ее последствия может разглядеть только внимательный преподаватель. У наиболее подвижных ребят она проявляется в смене почерка и поведении. У большого количества обучающихся она выражается в физиологических реакциях организма. Например, потливости рук, покраснение лица, изменение частоты пульса, жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе.
Ученики младших классов, начинают проговаривать текст, стараясь тем самым заставить себя сконцентрироваться.
Умственная и эмоциональная перегруженность наступает и у учителей. При этом они переживают ее наиболее тяжело в отличие от детей, и восстановление происходит дольше, а это приводит к постоянному перенапряжению. Следовательно, причиной шума в классе может быть понижение степени трудоспособности, как учителя, так и ученика. Чтобы избежать таких результатов, нужно всего лишь правильно распределить нагрузку. Во избежание данной проблемы, необходимо рационально составлять расписание.
При создании такого расписания нужно учитывать следующие факты:
- трудоспособность (характеристика труда, т.е. качество и количество усвоенных знаний в определенное время), она зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т.п.
- степень усталости зависит от социальных, психологических, биологических причин.
- правильное распределение учебной нагрузки по дням недели;
- чередование предметов разных видов деятельности;
- соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.
Расписание построено правильно, если:
- в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
- наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8-11 классов - на вторник, среду и четверг; для 1-7 классов на вторник и четверг (среда несколько облегченный день);
- в течение учебного дня чередуются уроки «трудные» и «облегченные»;
- уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
- основные предметы для младших школьников проводятся на 2-3 уроках, для среднего и старшего возраста на 2-4 уроках;
- названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.
Для наилучшего разделения нагрузки не допускаются:
- нулевые уроки;
- перерывы длительностью менее 10 мин;
- совмещенные уроки в 1-5 классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
- объединение в один день дисциплин, которые требуют большой домашней работы.