Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности обучающегося с заранее определёнными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей
В настоящее время выделено большое количество разнообразных методов обучения. Однако единой их классификации не создано. Это объясняется тем, что каждый автор вкладывает в предлагаемую классификацию разные признаки и стороны обучающего процесса.
Одной из распространенных классификаций методов обучения, является классификация их по активности учащихся в учебной деятельности. Согласной данной классификации методы обучения подразделяются на активные и пассивные.
Характеристика пассивных методов обучения
Процесс обратной связи между педагогом и учащимися осуществляется посредством самостоятельных и контрольных работ, опросов, тестов и т.п.
Современные педагоги-новаторы признают пассивный метод обучения одним из наиболее неэффективных, несмотря на имеющиеся положительные стороны.
Положительной стороной пассивных методов является их экономичность, возможность преподнести учащимся достаточно большой объем учебной информации за короткое время. Отрицательным является то, что данные методы не требует от учащихся умственного напряжения, не оказывают какого-либо воздействия на творческое развитие детей.
К пассивным методам обучения относятся:
Лекция – один из самых распространенных видов учебного занятия, организованного с помощью пассивного метода обучения.
Во время лекции педагог в устной форме излагает учащимся учебный материала, возможно использование вспомогательных методов, таких как наглядности. Задача учащихся – зафиксировать информацию посредством конспектирования и усвоить ее.
Рассказ – устное изложение учебного материала, используется на всех этапах школьного обучения, меняется только лишь его объем, характер и продолжительность. К рассказу предъявляется ряд требований:
- включает в себя только достоверные научные факты;
- содержит достаточное количество ярких примеров, фактов, доказательств и т.д.;
- четкая логика изложения;
- интересный, имеющий положительный эмоциональный окрас;
- излагается простым и понятным учащимся языком;
- имеет элементы, которые отражают личное отношение педагога к излагаемому материалу.
Объяснение – толкование закономерностей и отличительных черт изучаемого объекта или явления.
Объяснение протекает в форме монолога. Используется чаще всего при изучении таких дисциплин как физика, химия, математика и т.д. Это связано с тем, что объяснение точно и четко излагает теоретический учебный материал, последовательно раскрывает причинно-следственные связи и т.д.
Беседа – метод, основанный на диалоге между учащимися и педагогом, по заранее составленному плану и продуманной системе вопросов. Беседа является одним из наиболее старых и проверенных методов обучения. В зависимости от времени и места проведения беседы, ее темы, цели и конечного результата, выделяют различные виды бесед: вводные, беседы-сообщения, синтезирующие, систематизирующие и закрепляющие.
Замечание 1В настоящее время в современной школе беседа как метод обучения используется крайне редко.
Дискуссия – словесный метод, в основе которого заложено обсуждение определенной темы. Особенность дискуссии заключается в том, что каждый учащийся имеет право высказать свою точку зрения, важным условием является то, что она должна быть аргументирована.
Работа с книгой или учебником – метод, являющийся одним из важнейших в процессе обучения учащихся, предусматривает изначально работу с книгой при помощи педагога, а в дальнейшем самостоятельно. Данный метод включает в себя несколько приемов: конспектирование, составление плана, цитирование, тезирование, аннотирование, рецензирование и т.д.
Характеристика активных методов обучения
Активные методы обучения – это методы педагогического воздействия на учащихся, при которых и педагог, и ученики принимают равное и активное участие в процессе обучения.
Активные методы обучения принято подразделять на три большие группы:
- Дискуссионные методы обучения – данные методы предусматривают использование такой формы организации учебного процесса как групповая дискуссия, анализ ситуация и т.д.
- Игровые методы обучения – включают в себя различные педагогические игры, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями: ролевые, деловые, творческие, дидактические и т.д. игры.
- Сенситивные тренинги – в основу данного метода заложена тренировка межличностной чувствительности и восприятия собственного «Я» как психофизического единства.
Кроме того, активные методы обучения принято подразделять по характеру учебно-познавательной активности учащихся:
- Имитационные методы – основаны на организации различных видов деятельности, которые имитируют различные практические и жизненные ситуации. Данные методы делятся на игровые и неигровые.
- Методы анализа конкретных ситуаций – педагог представляет учащимся определенную учебную ситуацию, задача учащихся осуществить ее анализ на основании выделения составных элементов, возможных путей решения, оценка результата решения и т.д.
- Социально-психологические тренинги – педагог осуществляет не ведущую роль, а роль доброжелательного наблюдателя, который обеспечивает положительный эмоциональный фон учебного занятия и нужный настрой учащихся.
- Рейтинговые методы – организация учебного процесса по типу соревнования, которой стимулирует учащихся на активизацию учебной деятельности.