Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формы организации обучения

Определение понятия форм организации деятельности

В мире, окружающем нас, в единстве и неразрывном взаимопроникновении сосуществуют друг с другом содержание и форма. Вместе они составляют единое целое мира материальных сущностей, действий и итогов этих действий. Форма - это внутренняя организация содержания, которая обнимает систему стабильных взаимосвязей предметов.

С.И. Ожегов описывает «форму» как внешний вид, наружное очертание, устройство, систему чего-либо, которая обусловлена конкретным содержанием.

В педагогике проблема формы существует уже очень давно. Впервые серьезным научным обсуждением этой проблемы занимался известный педагог Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике». В наше время исследованием форм организации обучения занимались такие учёные, как И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, М.Н. Скаткин, Г. Куписевич и другие. Отдельные формы организации обучения и аспекты нашли свое отображение в работах М.И. Махмутова, В.П. Стрезикозина, Г.Д. Кирилловой, И.М. Чередова, польского педагога В. Оконя и других. Имеется интересный опыт становления новых форм обучения и у педагогов-новаторов.

Но в педагогической науке до сих пор не разработаны на понятийном уровне такие понятия, как «форма», «форма организации обучения», «организационные формы обучения», т.е. понятия о формах обучения и основания их классификации. Изучив и проанализировав концептуальные подходы ряда названных авторов, П.И. Пидкасистый выдвигает свою собственную позицию.

Под формой обучения он понимал систему циклов, отрезков процесса обучения, которые реализуются в сочетании с управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учеников по усвоению конкретного содержания учебного материала и освоения методик деятельности.

Форма, представляя собой наружное очертание, внешний вид отрезков, циклов обучения, отображает систему их стабильных взаимосвязей и взаимосвязей компонентов внутри всякого цикла обучения и как дидактическая группа означает наружную сторону организации учебного процесса, связанную с численностью обучаемых детей, временем и местом обучения, а также порядком его воплощения.

Формы организации обучения

И.И. Прокопьев в дидактическом плане дает форме следующее определение: форма обучения есть наружная сторона структуры учебного процесса, которая отображает внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов». Таким образом, в педагогических формах представлена не только предметная, но и функциональная части учебного процесса. Отмечая данную связь, надлежит профессионально относиться к их прогнозированию, применению и совершенствованию. Не считая обучения имеется еще организация обучения. В Толковом словаре В. Даля термин «организация» означает «организовать либо организировать», т.е. уладить, определить, привести в порядок, собрать, сформировать, создать стройно. Организация обучения подразумевает организацию деятельности учеников и учителя, сведение в порядок учебного процесса, привнесение ему стройности, т.е. соответствующей формы.

Форма организации обучения представляет собой целостную системную характеристику процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и обучащихся, пропорции управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, численности детей, целей, средств, содержания, способов и итогов обучения. В зависимости от метода организации занятий различают последующие разновидности форм обучения:

  1. индивидуальное обучение;
  2. классно-урочная система;
  3. лекционно-семинарская система. Не считая всех обычных форм обучения, можно обучаться и на чужом материале, в данном случае, познания сами собой откладываются в голове.

Функции форм организации обучения

Данные формы в совокупности исполняют следующие функции:

  1. обучающе-образовательную, которая дозволяет проектировать и применять эти формы для создания более действенных условий передачи детям познаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и становления способностей;
  2. воспитательную, которая гарантирует методичное вступление воспитанников в различные виды деятельности и формирование интеллектуальных, высоконравственно-психологических и физических свойств личности;
  3. организационную, требующей точной методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
  4. психологическую, которая подразумевает наилучшее формирование у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
  5. развивающую, которая связана с созданием разнообразия условий для настоящей интеллектуальной деятельности;
  6. систематизирующую и структурирующую, гарантирующие научную очередность и последовательность передачи информационного учебного материала;
  7. комплексирующую и координирующую, которые предполагают собой взаимозависимость самих форм обучения с целью увеличения эффективности образовательного процесса;
  8. стимулирующую, которая проявляется в учете возрастных особенностей учеников.

Урок – как главная форма организации обучения

Урок считается главной структурной единицей учебного процесса в школе и характеризуется неизменным составом обучаемых групп, условно устойчивым составом преподавателей, предметной системой обучения и условной структурной законченностью конкретного цикла обучения: проверка пройденного, изучение нового материала, упражнения, контроль усвоения.

Уроку, несмотря на однозначные преимущества коллективного обучения, присущи также и серьезные внутренние противоречия. Необходимо особенно выделить, что речь идет не о нерациональных и непродуманных вариантах урока, а об уроке как таковом, о самой форме классно-урочного обучения.

Первое противоречие между коллективным методом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, психологического реагирования, интеллектуальной деятельности, становления всякого ребёнка. Оно чаще всего вытекает в поиск усредненных вариантов обучения и внедрение конкретных компенсирующих методик работы, таких как консультации и дифференцированные задания для наиболее сильных и наиболее слабых учеников.

Второе противоречие между регулярностью прямой (от учителя к воспитаннику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от воспитанника к преподавателю) взаимосвязи. От учителя воспитанники все время получают информацию, указания, задания, инструкции. Преподаватель воздействует на их самим стилем своего поведения, подходом, авторитетом. Сам преподаватель лишь во время беседы, выслушивания ответов, надзора, проведения самостоятельной работы, экзамена, зачета, приобретает информацию о труде, затруднениях и удачах своих воспитанников. В силу этого снижается способность управлять учебным действием, растёт количество педагогических просчетов и погрешностей, и прежде всего непопаданий в зону ближайшего развития воспитанника.

Третье противоречие между задачами становления многоплановой активности, в том числе фактически преобразующей, задачами включения подростков в настоящую жизнь и подготовки их к дальнейшей жизни, творческому труду и в большей степени вербальным характером обучения. Ученики читают, слушают, смотрят, выполняют задания, в лучшем случае думают и ощущают, сидя за партой, улавливая и проявляя все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует не достаточно. Четвертое противоречие между настоящим размером определенного учебного материала, времени, нужным для его исследования, и временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и разносторонне расцениваемые «погружения» в учебный объект, когда в какой-то период учебного года конкретному предмету отдается наибольшее количество времени. Для того чтоб урок был более действенным, преподаватель обязан находить методы неизменного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, в конечном счете, эффективность обучения.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot