В данной статье будет идти речь о дошкольной педагогике как науке. Исходя из этого считаем необходимым определить понятие «наука» на основе современных источников, а затем представить особенности дошкольной педагогики в аспекте рассматриваемого понятия.
Общефилософское понимание науки представляет собой форму, отражающую общественное сознание и включающую деятельность, направленную на получение знаний; в качестве результата деятельности рассматривается система знаний, которая отражает общенаучную картину мира.
В данном случае под наукой понимается специфический вид деятельности человека, который раскрывает сущностные свойства и закономерности окружающего мира. Опора на данную трактовку позволяет определить дошкольную педагогику как науку, раскрывающую сущностные свойства и закономерности воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. В характеристику любой науки входят следующие элементы: предмет науки; понятийно-категориальный аппарат; методы исследования.
Предмет, основные категории дошкольной педагогики
Предмет изучения дошкольной педагогики - сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста. Предмет исследования позволяет более полно охарактеризовать категории дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование. Категория воспитания в современных исследованиях представлена в разных смыслах – широком, узком.
Широкий смысл категории «воспитания» характеризуется как процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность их к жизни и труду.
Узкий смысл категории «воспитание» подразумевает организацию целенаправленного процесса, направленного на формирование у воспитанника важных личностных качеств, системы отношения к себе и окружающему миру.
Под обучением понимается организация целенаправленной, систематической передачи старшими опыта общественных отношений и его усвоение дошкольниками, а также формирование основ общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.
Образование представляется в качестве процесса и результата овладения детьми системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.
Данные понятия являются фундаментальными в дошкольной педагогике, кроме них используются и другие понятия, к примеру: закономерности, принципы, развитие, психические свойства и качества и ряд других.
Основными методами исследования в дошкольной педагогике, с помощью которых изучаются и обобщаются педагогическая практика и самостоятельные научные исследования - изучение и анализ литературы, проведение эксперимента, беседы, анкетирования, наблюдения, изучается педагогическая документация, составляются независимые характеристики, изучаются продукты деятельности дошкольников.
Задачи дошкольной педагогики как науки на современном этапе
- Процесс адаптации детей в дошкольной образовательной организации, описание специфики обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
- Разработка и практическая апробация инновационных концептуальных подходов, направленных на дошкольное образование (в современной литературе представлены организационные аспекты различных форм построения воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, для которых необходимо чёткое теоретическое обоснование, проработка механизма и условий успешности деятельности).
- Реализация в практике работы дошкольных образовательных организаций ФГОС ДОО.
- Рассмотрение и обоснование в соответствии с ФГОС ДОО разнообразных видов деятельности дошкольников, а также характеристика методов, средств и приёмов их организации.
- Разработка и внедрение инновационных технологий, направленных на воспитание, обучение и развитие дошкольников (данная задача решается в ходе рассмотрения структурных компонентов технологии, разработки показателей и критериев успешности её реализации, результативность технологии, организационные и содержательные аспекты внедрения технологии в образовательно-воспитательный процесс).
- Отбор содержательного компонента образования, подбор форм, методов, реализация педагогических условий, на практике реализующих системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
- Усвоение, обобщение и обоснование в теоретическом плане передового педагогического опыта. Разработка результатов оценки успешности образовательно-воспитательного процесса в группах детей дошкольного возраста.
- Рассмотрение творческого подхода в реализации педагогической деятельности воспитателей при использовании различных образовательных программ.
- Разработка условий достижения успешности образовательно-воспитательного процесса в разных возрастных группах дошкольников и критериально-оценочной характеристики педагогической деятельности.
Выше представлен далеко неполный перечень задач современной дошкольной педагогики, они могут уточняться, укрупняться или детализироваться в соответствии с исследованиями, проводимыми в рамках дошкольной педагогики.