Объект, предмет, понятие дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика представляет собой одну из отраслей общей педагогики. В самостоятельную науку дошкольная педагогика была выделена только в $19$ веке.
Дошкольная педагогика занимается изучением закономерностей воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Объектом в дошкольной педагогике является ребенок в возрастной группе от момента рождения до поступления его в школу. Данный возраст характеризуется значительными и существенными изменениями, имеющими определяющее значение для последующей жизнедеятельности человека.
Дошкольная педагогика как научная дисциплина носит прикладной и теоретический характер. Теоретическая составляющая заключается в специальных исследованиях теории воспитания и обучения дошкольников. Практическая составляющая включает в себя обобщение закономерностей, формирование выводов и их апробацию на практике.
Педагогика дошкольного возраста обладает своим понятийным аппаратом, которым она оперирует. Сюда относятся факты, обучение, игра воспитание и другие понятия.
Предметом данной отрасли педагогики являются:
- средства,
- содержание,
- методы.
Задачи дошкольной педагогики
Задачи дошкольной педагогики могут носить теоретический и прикладной характер. Задачи теоретического характера заключаются в изучении специфики восприятия детьми различных методов воздействия, Они решаются учеными, исследователями посредством анализа и обобщений единичных новаторских воплощений идей педагогов.
Прикладные задачи заключаются в следующем:
- разработка содержания и методов воспитания, обучения;
- изучение мирового передового опыта в педагогике;
- планирование и экономика образования;
- изучение содержания, а также методов подготовки профессиональных кадров.
Прикладные задачи решаются работниками образования.
Методология в дошкольной педагогике
Дошкольная педагогика является общественной дисциплиной и имеет свою специфическую методологию:
- развитие ребенка и формирование его как личности происходит под влиянием окружающей среды и целенаправленного воздействия окружающих;
- развитие ребенка социально детерминировано;
- важную роль в развитии ребенка играет наследственность;
- дошкольная педагогика носит общественный, исторический, классовый характер;
- воспитание и обучение детей должно происходить в процессе деятельности.
Принципы дошкольной педагогики
Принципы педагогики дошкольного возраста тесно связаны с ее методологической основой:
- воспитание должно проходить в процессе разнообразной деятельности, в частности трудовой и игровой;
- содержание воспитания и обучения должны быть связаны с социальной действительностью;
- различные стороны воспитания должны находиться в единстве и взаимосвязи;
- общественное и семейное воспитания, при ведущей роли последнего, должно проходить в единстве;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Методы дошкольной педагогики
Методы, которые помогают изучать объект, в качестве которого выступает ребенок:
- наблюдение,
- создание педагогических ситуаций,
- эксперимент,
- беседа,
- опрос,
- анкетирование родителей,
- тестирование.
Методы обучения детей представляют собой систему поэтапных взаимосвязанных способов работы педагога с детьми, направленных на достижение поставленных задач.
В зависимости от цели и содержания занятия педагогом может быть выбран один из следующих методов обучения:
- наглядный метод, включающий наблюдение и демонстрацию;
- практический метод, который может быть выражен в упражнениях, опытах, экспериментах, моделировании;
- игровой метод;
- словесный, в виде рассказа, беседы или чтения.