Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диагностика обучаемости и методы диагностики

Понятие обучаемости

Характеризуя условия и особенности умственного становления, следует отметить, что его важной составляющей является обучаемость. Базу этого понятия составил известный отечественный специалист в области педагогики и психологии Л. С. Выготский. Он выделил 2 уровня мыслительной деятельности: наличный уровень подготовленности - зона актуального развития и зона ближайшего развития. На первом уровне ребенок может действовать самостоятельно, а на втором – при помощи взрослого. По утверждению Л. С. Выготского, зона ближайшего развития имеет особенно важное значение для динамики интеллектуального развития учащихся и напрямую связана с их обучаемостью.

Определение

Обучаемость в широком смысле слова – это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития.

В более тесном понимании обучаемость отражает вероятные способности детей к овладению новыми знаниями в совместной со взрослыми работе. Именно через обучаемость проявляются личные характеристики скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения. Так, обучаемость является существенным аспектом умственного развития детей.

Диагностика обучаемости и методы диагностики

В последнее время в психологии ведутся многочисленные исследования, нацеленные на всестороннее раскрытие понятия обучаемости и ее структуры, на выявление учебных способностей учащихся. Данные работы, прежде всего, касаются вопроса диагностики умственного развития учащихся. Все исследования объединяет главный принцип, сформулированный Т. А. Власовой, о том, что обучаемость может являться педагогическим аспектом определения уровня умственного развития и вовсе не противоречит основным положениям педагогической диагностики.

Таким образом, обучаемость, включающая восприимчивость к новым знаниям и раскрывающая скрытые возможности учащихся, выступает в роли ключевого, ведущего показателя умственного развития.

Структурные основы обучаемости

Обучаемость подразделяется на несколько видов:

  • обучаемость к приемам предметной работы,
  • обучаемость к усвоению методов взаимодействия в процессе учения,
  • общая обучаемость как способность усвоения любого материала,
  • специальная обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала, например, конкретных учебных предметов.

В своем развитиии обучаемость проходит ряд уровней:

  • восприимчивость к приобретению новых знаний;
  • восприимчивость к усвоению новых приемов учебной работы;
  • восприимчивость к усвоению обобщенных методов правильной организации собственного учебного труда;
  • готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Поначалу ученик действует только с опорой на развернутую поддержку учителя, затем она становится менее значительной и далее ученик готов к самостоятельному переходу на новые уровни учения и развития.

Обучаемость, как правило, может проявляться через следующие компоненты:

  • активность ориентирования в новых условиях,
  • интеллектуальная инициатива,
  • восприимчивость к поддержке другого человека при выполнении сложного для него задания,
  • способность школьника к дальнейшему самостоятельному решению подобных задач,
  • темп продвижения ученика.

Диагностика обучаемости и методы диагностики

В основе обучаемости заложены три главные ее составляющие:

  • познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
  • мотивационно-волевая и чувственная сферы личности;
  • навыки учебной работы (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений учителя и овладение материалом до степени интенсивного применения).

Методы диагностики обучаемости

В статье об исследовательских методах изучения детей советский педагог и психолог А. Н. Леонтьев со своими коллегами обосновывали необходимость диагностики умственного развития ребенка, его обучаемости, и использование для этого обучающего эксперимента.

С точки зрения психологии обучающий эксперимент имеет разные формы, но сущность его остается неизменной:

  • определение вероятных способностей детей,
  • выяснение сдвигов, происходящих в мышлении ребенка под воздействием конкретных факторов,
  • прослеживание динамики процесса обучения.

Для выявления отличительных черт мыслительной деятельности нужен и констатирующий эксперимент, который предшествует обучению, является его отправной точкой. При помощи этого выясняется актуальный, наличный уровень развития детей, их умение работать самостоятельно.

Исследователь в области педагогики Т. В. Егорова, в отличие от традиционного констатирующего эксперимента, предложила развернутый констатирующий эксперимент, в котором детям предлагается несколько разновидностей заданий, отличающихся друг от друга степенью усложнения задачи. При этом определяется и средняя норма заданий, доступных ребенку для самостоятельного решения.

Автор также справедливо рассматривает развернутый констатирующий эксперимент как один из видов обучающего эксперимента, в котором изменение заданий считается особым способом поддержки ребенка.

Таким образом, для исследования уровня обучаемости возможно применение экспериментального метода, выражающегося в двух видах: констатирующий и обучающий эксперименты.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot