Понятие обучаемости
Характеризуя условия и особенности умственного становления, следует отметить, что его важной составляющей является обучаемость. Базу этого понятия составил известный отечественный специалист в области педагогики и психологии Л. С. Выготский. Он выделил 2 уровня мыслительной деятельности: наличный уровень подготовленности - зона актуального развития и зона ближайшего развития. На первом уровне ребенок может действовать самостоятельно, а на втором – при помощи взрослого. По утверждению Л. С. Выготского, зона ближайшего развития имеет особенно важное значение для динамики интеллектуального развития учащихся и напрямую связана с их обучаемостью.
Обучаемость в широком смысле слова – это восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития.
В более тесном понимании обучаемость отражает вероятные способности детей к овладению новыми знаниями в совместной со взрослыми работе. Именно через обучаемость проявляются личные характеристики скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения. Так, обучаемость является существенным аспектом умственного развития детей.
В последнее время в психологии ведутся многочисленные исследования, нацеленные на всестороннее раскрытие понятия обучаемости и ее структуры, на выявление учебных способностей учащихся. Данные работы, прежде всего, касаются вопроса диагностики умственного развития учащихся. Все исследования объединяет главный принцип, сформулированный Т. А. Власовой, о том, что обучаемость может являться педагогическим аспектом определения уровня умственного развития и вовсе не противоречит основным положениям педагогической диагностики.
Таким образом, обучаемость, включающая восприимчивость к новым знаниям и раскрывающая скрытые возможности учащихся, выступает в роли ключевого, ведущего показателя умственного развития.
Структурные основы обучаемости
Обучаемость подразделяется на несколько видов:
- обучаемость к приемам предметной работы,
- обучаемость к усвоению методов взаимодействия в процессе учения,
- общая обучаемость как способность усвоения любого материала,
- специальная обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала, например, конкретных учебных предметов.
В своем развитиии обучаемость проходит ряд уровней:
- восприимчивость к приобретению новых знаний;
- восприимчивость к усвоению новых приемов учебной работы;
- восприимчивость к усвоению обобщенных методов правильной организации собственного учебного труда;
- готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Поначалу ученик действует только с опорой на развернутую поддержку учителя, затем она становится менее значительной и далее ученик готов к самостоятельному переходу на новые уровни учения и развития.
Обучаемость, как правило, может проявляться через следующие компоненты:
- активность ориентирования в новых условиях,
- интеллектуальная инициатива,
- восприимчивость к поддержке другого человека при выполнении сложного для него задания,
- способность школьника к дальнейшему самостоятельному решению подобных задач,
- темп продвижения ученика.
В основе обучаемости заложены три главные ее составляющие:
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
- мотивационно-волевая и чувственная сферы личности;
- навыки учебной работы (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений учителя и овладение материалом до степени интенсивного применения).
Методы диагностики обучаемости
В статье об исследовательских методах изучения детей советский педагог и психолог А. Н. Леонтьев со своими коллегами обосновывали необходимость диагностики умственного развития ребенка, его обучаемости, и использование для этого обучающего эксперимента.
С точки зрения психологии обучающий эксперимент имеет разные формы, но сущность его остается неизменной:
- определение вероятных способностей детей,
- выяснение сдвигов, происходящих в мышлении ребенка под воздействием конкретных факторов,
- прослеживание динамики процесса обучения.
Для выявления отличительных черт мыслительной деятельности нужен и констатирующий эксперимент, который предшествует обучению, является его отправной точкой. При помощи этого выясняется актуальный, наличный уровень развития детей, их умение работать самостоятельно.
Исследователь в области педагогики Т. В. Егорова, в отличие от традиционного констатирующего эксперимента, предложила развернутый констатирующий эксперимент, в котором детям предлагается несколько разновидностей заданий, отличающихся друг от друга степенью усложнения задачи. При этом определяется и средняя норма заданий, доступных ребенку для самостоятельного решения.
Автор также справедливо рассматривает развернутый констатирующий эксперимент как один из видов обучающего эксперимента, в котором изменение заданий считается особым способом поддержки ребенка.
Таким образом, для исследования уровня обучаемости возможно применение экспериментального метода, выражающегося в двух видах: констатирующий и обучающий эксперименты.