Педагогический коллектив - это коллектив педагогов образовательного учреждения, трудовой коллектив, который имеет определенные цели и задачи, образовательную программу своей деятельности. Создается педагогический коллектив с целью выполнения функции — образования обучающихся.
Педагогический коллектив преподавателей является частью общественного коллектива образовательного учреждения, куда входит в качестве составной части коллектив обучающихся.
Педагогический коллектив имеет свои специфические особенности как и любой другой коллектив.
Особенности педагогического коллектива
- Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности.
- Более высокая степень самоуправляемости.
- Полифункциональность педгога как профессионала
- Отсутствие временных рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда.
- Преимущественно женский состав, что не может не отложить отпечаток на характер коллектива и стиль его деятельности.
Педагогический коллектив имеет особую структуру организации. Структура педагогического коллектива определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В организационных рамках осуществляет работу педагогический совет, методические объединения педагогов и классных руководителей, администрация школы.
В коллективе педагогов существует понятие как разделение труда и кооперация. Педагог должен владеть такими навыками как коммуникационное общение, сотрудничество, умение совместно работать и добывать информацию, умение понять и принять точку зрения коллеги. От педагога, который функционирует в условиях педагогического коллектива необходимо требовать навыков делового сотрудничества.
Совместная деятельность педагогов возможна только при установлении взаимовыгодных отношений между педагогами. Отношения, которые складываются в процессе общения между коллегами-педагогами можно условно разделить на две группы: официальные и неофициальные. Первая группа это укрупненная группа, которая охватывает весь педагогический и административный состав с общей системой нравственно-психологических отношений. Вторая группа складывается на взаимных симпатиях между коллегами, которые поддерживают отношения отдельными группками.
Деятельность педагогического коллектива является успешной в том случае, если достигаются высокие показатели по следующим критериям:
- Обученность воспитанников
- Успешная воспитательная деятельность
- Оперативность в решении задач
- Самосовершествование педагогов
- Высокая профессиональная квалификация членов педагогического коллектива.
Во многом эффективность взаимовыгодного сотрудничества в педагогическом коллективе определяется психологическим климатом в составе. Самочувствие педагога в школе, его стремление к плодотворному труду и самоотдаче зависит от настроений коллектива в целом. Творческие способности учителя также более благоприятно проявляются в позитивно настроенной среде работы.
Показатели климата педагогического коллектива
Климат педагогического коллектива формируется следующими показателями:
- Стиль руководства
- Совместимость педагогов на социально-психологическом уровне
- Администрацией образовательного учреждения
- Установок определяемых педагогическим коллективом.
Приятная атмосфера работы предполагает совместный труд, который приносит чувство удовлетворения, радости общения и социальной защищенности. Коллектив, который объединен не только общей целью работы, но также соединен узами дружбы становится средой для успешного обучения и воспитания детей.