Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин

Определение 1

Социально-гуманитарные дисциплины - это комплекс дисциплин, которые занимаются изучением человеческой деятельности в разных областях (художественной, юридической, политической, экономической и т.п.).

Сущность теории и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин

С момента реформирования современной системы образования (1992 год), начался переход от советской концепции образования к инновационным гуманистическим требованиям. На основании данных требований была заложена теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Реформирование именно данной области преподавания обусловлено тем, что в современном обществе потребности человека выходят на первый план. Это касается и потребностей учащегося, которые он проявляет в процессе получения обучения.

Замечание 1

Современная система образования ориентирована на усиление значимости гуманитарных и социальных дисциплин, так как приоритет личности становится все более значимым для общества и государства.

В теории и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин инновационный подход потребовал разработки кардинально новых методик преподавания данных дисциплин, как на уровне общеобразовательной школы, так и на уровне высшей школы. Методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин опираются на различные оригинальные и современные подходы преподавания, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, в зависимости от поставленных воспитательно-образовательных целей.

Ввиду тех требований, которые предъявляются обществом и государством к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин, перед методистами стоят следующие задачи:

  1. Разработка методов преподавания, позволяющих сделать процесс обучения непрерывным на протяжении всей жизни человека.
  2. Разработка методов, которые будут мотивировать учащихся на обучение, самостоятельный поиск и усвоение новых знаний.
  3. Разработка методов, использование которых в преподавании будет повышать интерес, востребованность и актуальность социально-гуманитарных дисциплин.
«Теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные задачи поспособствовали тому, что значительно повысился интерес к дистанционному обучению. Именно такая форма обучения соответствуют все тем требованиям, которые предъявляет общество и государство к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин. Дистанционное обучение позволяет получать необходимые знания в удобной форме, в удобное время и в желаемом объеме. Учиться можно на протяжении всей жизни, без отрыва от семьи и работы. Все положительные стороны дистанционного обучения позволяют сделать вывод, что именно такая форма обучения, имеет тенденцию стать ведущей на всех уровнях образования, включая школу.

Основные методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин

Замечание 2

В настоящее время разработано большое количество разнообразных методик преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Не все из них эффективны, в связи с чем, они требуют доработки и поиска новых методических решений. Есть и те, которые по достоинству занимают свое место в практике преподавания, так как они не только эффективны, но и вызывают большой интерес со стороны учащихся.

К популярным и востребованным методикам преподавания социально-гуманитарных дисциплин относятся:

  1. Метод творческой мастерской – данная методика позволяет креативно преподнести учащимся достаточно сложный материал и значительно повысить уровень его усвоения. В рамках творческой мастерской может быть организовано не одно занятия, а целый цикл, объединенный одной темой. Основная методическая задача заключается в том, чтобы научить учащегося самостоятельно использовать свои знания, искать новую информацию, систематизировать ее, проверять достоверность, работать с разными источниками, творчески осмысливать и перерабатывать полученные знания.

  2. Лекция-беседа – это инновационный подход к традиционной лекции, который основан на том, что передача учебной информации осуществляется не в виде привычного, и довольно скучного монолога, а в виде диалога, где каждый может принять активное участие. Данная методика преподавания является одной из старейших, ее основателем является Сократ, который считал, что только беседа является эффективным методом передачи знаний. С течением времени методика видоизменялась, дополнялась и модернизировалась в зависимости от политики государства и особенностей существующей в нем системы образования.

  3. Дискурс-анализ – это методика, которая позволяет решить одну из наиболее сложных задач в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, а именно организация самостоятельной работы с разнообразными научными источниками. Как показывает практика, применяемые методики реферирования и конспектирования не всегда дают тот результат, который ожидает преподаватель. Причиной снижения их эффективности является информатизация окружающего пространства, внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий. В результате чего, учащиеся без приложения каких-либо усилий могут сгенерировать нужный реферат, контрольную, конспект и т.д. Предлагаемая же методика направлена на то, чтобы студенты представляли свои знания в виде определенной творческой авторской работы, которую невозможно сгенерировать из информационного пространства.

  4. Исследовательская лаборатория – это методика, которая позволяет учащимся принимать участие в разработке научных теорий и гипотез. Данная методика заставляет учащихся работать с новым информационным материалом, который находится за пределами уже имеющихся научных разработок. На основании выдвинутых гипотез и теорий, учащиеся самостоятельно решают исследовательские задачи. Полученные результаты представляют в виде авторских разработок.

Задачей современных социально-гуманитарных дисциплин является создание глубинного и осмысленного мира, формирования у учащихся умения рассуждать и формулировать независимые суждения, освоение огромного материала, накопленного наукой, не просто путем зазубривания, но, прежде всего, понимания, умение ориентироваться в различных научных школах, традициях и направлениях хотя бы одной гуманитарной дисциплины. Именно на это и направлены современные методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Дата последнего обновления статьи: 16.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot