Понятие обучения и воспитания
Обучение – это средство передачи знаний и социального опыта, превращение их в достояние личности, подготовка нового поколения к выполнению основных социальных функций.
Процессы обучения и воспитания представляют собой целенаправленную и организованную деятельность, направленную на:
- формирование знаний, умений и навыков;
- привитие моральных и нравственных ценностей и развитие личностных качеств.
Выстраивается данный процесс на основании дидактических принципов, имеет четкую программу и структуру и протекает в специально созданных условиях и в определенных формах организации, предполагает использование специальных приемов и методов.
При анализе всех попыток разработки системы дидактических принципов обучения, можно выделить следующие основополагающие, общепризнанные его принципы:
- наглядность;
- самостоятельность и активность;
- систематичность и последовательность;
- учет возраста и индивидуальных особенностей детей;
- прочность усвоения информации.
На протяжении всего дошкольного возраста ребенку необходимо усваивать большой объем информации – знания, умения и навыки.
Воспитатели и педагоги в системе дошкольного образования должны знать, что их основная задача – не принуждать детей к освоению навыков обучения, а создавать благоприятные условия, чтобы развивались их способности и таланты.
Основная особенность познавательной деятельности дошкольников – ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер. В связи с этим знания дошкольников существуют в формате представлений и образов, которые отражают познанные предметы и явления, отдельные их особенности, действия ребенка с ними. Из-за этого знания ребенка могут быть фрагментарными, неполными, отрывочными, слабо обобщенными, не связанными между собой.
Знания, умения и навыки представляют собой проявления целенаправленной деятельности, действий и конструктивного переосмысления реальности. У человека, как и многих других живых существ не каждое действие осмысленное, целенаправленное и конструктивное.
Знания представляют собой систему понятий, касающихся предметов и явлений, которые были усвоены в результате восприятия, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности.
Умение – это способность ребенка продуктивно и качественно выполнить работу в соответствующее время и в новых условиях.
Привычка – это действие, выполнение которого происходит автоматически; сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для человека характер потребности. Привычкой могут выступать отдельные слова или движения, фразы и действия, манера поведения и даже сложные и длительные типы деятельности.
Масса бытовых и трудовых привычек формируется в детском возрасте, во время воспитания и накопления жизненного опыта, например, поведение во время приема пищи, чистота и аккуратность в одежде и помещении, привычка к производительному труду или к художественному или техническому творчеству и изобретательству.
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания – это научно-обоснованные способы педагогически целесообразного воздействия на воспитанника, помогающего ему организовывать жизнь, деятельность, отношения и регулирующего его поведение.
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога с воспитанниками, во время которой происходит усвоение умений, навыков и знаний детьми.
В каждом методе есть внутренняя и внешняя сторона. С одной стороны, лежат психические познавательные процессы, являющиеся базой способов действия, а с другой – система способов действия и ребенка.
Каждый метод представлен совокупностью приемов, необходимых, чтобы решать дидактические задачи.
Выделяют следующие методы и приемы воспитания:
- метод формирования сознания личности состоит из приемов рассказа, разъяснения, объяснения, беседы, анализа ситуации, увещевания и пр.;
- метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников – включает приемы поручения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций, педагогических требований и пр.;
- метод стимулирования деятельности и поведения состоит из приемов требования, соревнования, поощрения, наказания, метода естественных последствий и пр.;
- методы контроля включают приемы педагогического наблюдения, беседы, педагогического консилиума, опроса, анализа результатов деятельности воспитанников и пр.
Выбор метода обучения непосредственно зависит от цели и содержания планируемого занятия.
К наглядным методам относят:
- наблюдение – умение рассматривать явления окружающего мира, выделять в них основные, отмечать произошедшие изменения, выяснять причину этих изменений и делать выводы;
- демонстрация – предоставляет ребенку наглядный образ знакомого или незнакомого для него предмета.
Практические методы:
- упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
- опыт и эксперимент – помогают приобрести знания, касающиеся определенного предмета;
- моделирование – один из наглядно-практических методов.
Игровые методы и приемы:
- дидактические игры – помогают совершенствовать и закреплять знания, усваивать новые знания и умения разного содержания;
- воображаемая ситуация в развернутом виде – необходимо, чтобы усвоить определенный объем знаний.
Словесные методы:
- рассказ педагога необходим для изучения учебного материала;
- беседа нужна, если у детей уже есть определенный набор знаний о предмете;
- чтение литературы является источников знаний об окружающей действительности, воспитывает чувства и развивает мышление, воображение и память.
Обычно на одном занятии используют целый комплекс приемов.
Воспитателю необходимо не только продумать общий план занятия, но и тщательно наметить приемы обучения, точно и кратко формулировать и сочетать отдельные приемы в единую гармоничную систему.