Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и методика экологического образования

Теоретические аспекты экологического образования

Определение 1

Экологическое образование – это процесс обучения, ориентированный на усвоение учащимися знаний об основах экологии, установление связи человека с природой, формирование навыков взаимодействия с ней и воспитание стремления к бережному отношению к природе, ее различным объектам, процессам и явлениям.

Экологическое образование ориентировано на экологическое воспитание личности и формирование у нее экологической культуры.

Экологическое воспитание предполагает осознание необходимости бережного отношения к природе и ее процессам и формирование потребности в защите природы, ее сбережении, уходе за живыми существами. Иными словами, экологическое воспитание заключается в формировании осознанного и бережного отношения к окружающему миру.

Экологическая культура отражает правильное отношение учащихся к природе, ко всем ее объектам, процессам и явлениям, принятие ее многообразия, стремление к созиданию и сохранению ее богатства в первозданном виде.

Экологическое образование предполагает и воспитание у учащихся экологической ответственности т.е. нахождение и осознание своего места в природе, своей роли в ее развитии и несение ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы, развитие экологии и принятие решений, способствующий улучшению состояния социоприродной среды.

Целевым назначением экологического образования выступает формирование осознанного, эмоционально-положительного отношения к природе, установления с ней связи и взаимодействия.

К задачам экологического образования относятся:

  • Формирование системы научных экологических знаний, заключающихся в усвоении экологических понятий и категорий.
  • Развитие интереса к природному миру, его объектам и процессам.
  • Развитие умений правильного поведения в природе.
  • Воспитание экологической грамотности подрастающего поколения.
  • Развитие чувства эмпатии к многообразию природного мира и явлений.
  • Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, ее объектам и процессам.
  • Формирование навыков исследования разных объектов и процессов природы.
  • Формирование умения организации наблюдения за природными процессами.
  • Развитие навыков оказания помощи природе, ее различным объектам.
  • Формирование навыков сбережения природы.
  • Развитие умения составлять прогнозы своего поведения и воздействия на природу.
«Теория и методика экологического образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, экологическое образование предполагает формирование экологического сознания, которое выступает стимулом развития гуманного и бережного отношения к природе, формирования созидательной деятельности и мотивированного сбережения природных богатств.

Концептуальные основы экологического образования

Смысловым ядром экологического образования является инвариативный компонент его содержания, реализующийся через все виды деятельности и формы организации образовательной работы.

Содержание экологического образования ориентировано на развитие всех сфер экологической культуры отдельной личности.

Концептуальные основы экологического образования включают следующие направления деятельности:

  1. Экосистемная познавательная модель. Это метод, который ориентирован на изучение любых объектов и процессов в их связи с окружающей средой.
  2. Формирование экологической направленности личности. Здесь предполагается развитие в ходе экологического образования устойчивой мотивации к взаимодействию с природой, окружающей средой в целом и выстраивание системы гармоничного взаимодействия данного рода.
  3. Развитие экологической грамотности. Она предполагает формирование у учащихся понимания связей и зависимостей социальных и природных процессов, ценностных ориентиров на поведение в интересах гармонизации окружающего мира и творческого использования своих знаний о природу в практическом взаимодействии с ней.
  4. Формирование субъектов экологической культуры. Здесь, формируется определенный результат реализации экологического образования. Он оформляется в виде развития у учащегося опыта экологических знаний, практических действий, экологических отношений.
  5. Данные концептуальные основы экологического образования отражают замысел построения единой системы непрерывного экологического образования подрастающего поколения.

Методика экологического образования

Методика экологического образования представляет собой совокупность методов, используемых в образовательном процессе для достижения целей и задач образования.

Методы экологического образования определяются характером воспитательных и образовательных задач, возрастными особенностями коллектива учащихся, конкретным этапом обучения.

В качестве методов экологического образования применяются следующие группы:

  1. Наглядные методы. Они предполагают рассмотрение природных объектов и процессов в их реальном виде, или изображений, иллюстраций. К наглядным методам относится большое количество видов наблюдения, реализуемых посредством рассматривания картин, наблюдений за ростом растений, поведением животных в естественной среде и домашних условиях, климатическими условиями в разные времена года, просмотров видео материалов, а также использования предметных и графических моделей.
  2. Словесные методы. Они ориентированы на обобщение знаний детей о природе, систематизацию понятий, усвоению природоведческих категорий. В системе экологического образования используются беседы о природе, осуществляется чтение рассказов о ней и ее объектов, которые отражают суть их существования, особенности и т.д. Также, осуществляется чтение художественных произведений, которые обладают высокой познавательной ценностью, поскольку позволяют познакомиться с теми аспектами природы, с теми ее процессами, которые невозможно воочию наблюдать.
  3. Практические методы. Они связаны с выполнением разнородных практических заданий, упражнений. Как правило, используются игры, трудовая деятельность, проведение экспериментов и опытов, а также конструирование или моделирование природных объектов.

Методы экологического образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Методы экологического образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot