Индивидуальный образовательный маршрут и его ценность
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это специально разрабатываемая программа обучения, отвечающая потребностям, возможностям и уровню развития отдельного учащегося, ставящая его в позицию субъекта образовательного процесса и открывающая путь к самоопределению, самоутверждению и самореализации.
Образовательная деятельность каждого учащегося открывает ему широкий перечень возможностей, позволяющих выбрать свой путь обучения и достичь конкретных результатов.
Чтобы учащийся мог выбрать свой путь в обучении, ему требуется помощь педагога. Для этого, в системе образования должны быть созданы все необходимые условия, позволяющие сделать обучение дифференцированным и личностно-ориентированным т.е. оно должно строится с учетом потребностей и интересов каждого учащегося, применением разнообразных методов и технологий, позволяющих их достичь и удовлетворить.
Рисунок 1. Индивидуальный образовательный маршрут. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Образовательные интересы и потребности каждого учащегося выступают основой построения индивидуального образовательного маршрута.
На выбор конкретного образовательного маршрута оказывают воздействие следующие показатели:
- Наличие определенных потребностей и желаний учащегося, а также стремлений его родителей к достижению им конкретных успехов в образовательной деятельности и приходу к конкретному ее результату.
- Наличие профессиональных навыков деятельности педагогов, их квалифицированный труд, позволяющий реализовать стремления и интересы каждого учащегося.
- Наличие мастерства педагога и творческого подхода к своему делу.
- Наличие педагогических, материальных, технических и кадровых возможностей образовательного учреждения для реализации ИОМ.
ИОМ ориентирован на конкретного учащегося. Обучение строится таким образом, чтобы раскрыть личностный потенциал и задатки конкретного ребенка в течение определенного временного промежутка и получить определенные итоговые показатели образовательной работы.
Ценность ИОМ можно охарактеризовать рядом положений:
- Разработка неповторимой технологии реализации образовательной деятельности.
- Развитие у каждого учащегося ценностных ориентаций и системы мировоззрения.
- Обеспечение условий для диагностирования и развития творческой индивидуальности каждой личности.
- Развитие у каждого учащегося своего взгляда на мир, убеждений, нравственных ориентиров, идей и воззрений.
- Ориентация на социальное развитие личности учащегося, его самореализацию в социальной сфере, посредством комплексного использования урочной и внеурочной деятельности.
- Развитие допрофессиональных навыков, опыта деятельности.
Структура индивидуального образовательного маршрута
ИОМ состоит из следующих компонентов:
- Целевое назначение образовательной деятельности. Цели обучения ставятся, исходя из потребностей, стремлений, желаний, интересов и уровня развития учащихся. Они не могут противоречить законодательной базе страны, образовательным стандартам и должны максимально соответствовать параметрам индивидуального развития учащегося;
- Содержание образовательной деятельности по данному маршруту. Оно должно отвечать его целевому назначению и включать определенный перечень учебных дисциплин и их курсов, тем, которые будут изучены учащимся. Сюда входит систематизация и подразделение предметов, построение их связей с иными дисциплинами, связи между темами и курсами внутри одной дисциплины и междисциплинарные связи. Учащийся имеет право самостоятельного выбора сложности содержания образовательной программы;
- Технология и методы реализации индивидуального образовательного маршрута. Производится выбор способов и приемов, средств реализации индивидуальной образовательной программы. Она должна быть целесообразной и рациональной, оптимально сочетать в себе формы и методы организации учебного процесса, соответствующие интересам и потребностям учащегося;
- Диагностическое сопровождение педагога. Учащемуся оказывается индивидуальная помощь по различным аспектам и направлениям образовательной деятельности;
- Самостоятельная работа учащихся. Каждый учащийся должен быть заинтересован в реализации своего ИОМ, самостоятельная активная работа учащегося является его основой;
- Организационные вопросы педагогической деятельности. педагогу необходимо построить процесс обучения таким образом, чтобы достичь его образовательных целей и задач. Для этого, осуществляется согласование его целей и задач с мотивами и интересами учащихся и возможностями образовательного пространства. Педагог сопровождает разработку маршрута и его практическую реализацию и контролирует продуктивность использования конкретных методов и приемов деятельности;
- Итоговые результаты образовательной деятельности. Они отражают определенные параметры реализации ИОМ, степень достижения прогнозируемых итогов деятельности.
Направления применения ИОМ
Индивидуальные образовательные маршруты являются таким способом организации образовательной деятельности, который дает учащимся широкий спектр возможностей, различные пути достижения своих образовательных задач и разнообразные возможности реализации своего образовательного потенциала.
ИОМ реализуется по следующим направлениям:
- Различные варианты учебных программ и учебных планов деятельности, входящие в состав ИОМ.
- Использование специальных педагогических технологий.
- Выбор определенных способов построения образовательного пространства, разнообразие организационных моментов образовательной деятельности.
- Восполнение пробелов в знаниях и практических навыков отстающих учащихся.
- Разработка индивидуальных программ обучения для учащихся с плохо развитыми способностями и возможностями: слабое здоровье, низкая работоспособность, слабое восприятие информации, быстрая утомляемость, противопоказания различных перегрузок.
- Программы обучения для учащихся с низким уровнем интеллектуального развития и отсутствующей мотивацией к обучению.
- Программы обучения для одаренных детей.
- Программы обучения для детей, имеющих свои особенности характера: гиперактивность, эмоциональная вспыльчивость или сдержанность, сложности в построении коммуникативных связей и др.