Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление аксиологическим потенциалом школьника в условиях общеобразовательной школы

Понятие аксиологического потенциала личности

Определение 1

Аксиологический потенциал личности – это многоуровневое интегративное динамическое новообразование, которое характеризуется присутствием устойчивой структуры, то есть определенной иерархии ценностных ориентаций, которыми определяется характер ее будущей жизнедеятельности.

Можно предположить, что аксиологический потенциал любой личности представлен сущностными силами личности, сфокусированными в тесном органическом единстве интеллектуальной, эмоциональной, духовной и душевной природы личности человека, проявляющимися во всех сферах ее жизни.

Аксиологический потенциал состоит из целевого, содержательного и процессуального аспектов. Исследуя аксиологический потенциал личности, необходимо выделить ряд его сущностных характеристик. К таким характеристикам относятся:

  • системно-структурная организация;
  • социокультурная детерминированность;
  • креативная направленность;
  • относительная устойчивость;
  • полифункциональность.

Системно-структурная организация аксиологического потенциала личности

Аксиологический потенциал личности представлен динамическим и личностным образованием. Его системно-структурной организацией предполагается наличие когнитивной, эмотивной и деятельностной компоненты.

Системно-структурной организацией аксиологического потенциала личности предполагается протекание синтеза знаний, наличие системы ценностных отношений, сила эмоционально-волевого порядка.

Аксиосфера личности состоит из смысложизненных ориентиров или значимого и существенного для определенной личности, в котором существенное ограничено от незначительного. Ценностные ориентации являются ядром аксиологического личностного потенциала, при этом в них адекватно отражена аксиосфера общества. Внутренней направленности системно-структурной организации характерно наличие в ней потребностно-мотивационных отношений, определенной иерархии мотивов человеческой жизнедеятельности, включая мотивацию достижения, комплекс стремлений, которые обеспечивают самореализацию человека.

«Управление аксиологическим потенциалом школьника в условиях общеобразовательной школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Системно-структурная организация аксиологического потенциала любой личности подчеркивается присутствием целевого, содержательного и процессуального аспектов. Целевой аспект аксиологического потенциала состоит из постановки целей. В содержательном аспекте объединяются знания, иерархическая система ценностных ориентаций и мотивы. Процессуальный аспект представлен синтезом ценностных ориентаций человека, их иерархической структурой, а также различными видами умений человека.

Социокультурная детерминированность аксиологического потенциала личности

Человеческая личность как творца культуры представляет одновременно и продукт культуры на пути истории человечества. Принято считать, что в социокультурном пространстве наиболее последовательно актуализируется аксиологическим потенциалом личности во всем многообразии форм жизнедеятельности человека. Аксиологический потенциал актуализируется:

  • на уровне сознания, при этом обеспечивая его прогностические модели, модификацию основных структур сознания и способов человеческого поведения;
  • на уровне психофизиологии, предполагающем эмоционально-ценностное наполнение, то есть формировать систему отношений человеку к расширению аксиосферы личности.

Социокультурная адаптация проявляется преемственностью социокультурного опыта между поколениями в национально-специфических особенностях жизнедеятельности человека. Влияние на других людей осуществляют при межличностном общении.

Аксиологические элементы деятельности личности по накоплению аксиологического потенциала в структуре образования целесообразно выделять:

  • стремление достичь нравственно ценные способы удовлетворить духовные потребности личности в области духовно-политической деятельности;
  • овладение предметными компетенциями;
  • овладение аксиологическим ядром учебного материала.

Креативная направленность

Различают большую и малую креативность. Большая креативность, или историческая, связана с достижениями в социокультурной сфере. Малая креативность, или личностная, проявляется в повседневной жизни. Наиболее последовательное проявление креативности – процесс самоактуализации – то есть аксиологически нагруженный процесс становления личности, в котором креативность выступает естественной тенденцией к психическому здоровью и личностному балансу.

Под относительной устойчивостью аксиологического потенциала личности понимают его способность к восстановлению своего исходного состояния после процессов, которые связаны с изменениями в параметрах внутреннего состояния аксиосферы личности и возможностью пронести через всю жизнь своих убеждений, принципов и норм.

Устойчивость можно достичь, приобретая личностные идеалы, то есть ориентиры для самореализации, которые не оторваны от реальности, связаны с высоким служением делу и людям, с другой – не занижаются до уровня обыденности и повседневности. Только в таком случае появляется ощущение полноты и содержательности жизни, проявляется вера в достижение задуманного и реализация всех сущностных сил.

Полифункциональность в качестве функциональной характеристики аксиологического потенциала личности включает функции, выполняемые аксиологическим потенциалом личности. К таким функциям относят познание, рефлексию, адаптацию, защиту, коммуникацию, идентификацию, мировоззрение, регулирование нравственные и креативных аспектов, прогнозирование, развитие.

Замечание 1

Каждая из функций аксиологического потенциала личности обладает некоторыми специфическими условиями и особенностями реализации, актуализируя при этом ряд определенных сущностных характеристик аксиологического потенциала. Иными словами, аксиологический потенциал личности – это цель и конечный результат образования.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot