Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание темпов функционирования и развития психических процессов ребенка, приводящих к недоразвитости его эмоционально-волевой сферы и иным вторичным отклонениям, требующим использования коррекционных методик обучения и развития.
Данное отклонение от нормального развития приводит к тому, что у ребенка возникают проблемы с развитием мотивации к деятельности. Это обусловлено сложностью осознания ребенком значимости любой деятельности и понимания своей роли в ней.
Уровни развития мотивации к деятельности дошкольников с ЗПР
Мотивация к деятельности формируется в дошкольном возрасте на основании трех показателей:
- Уровень развития познавательных процессов ребенка.
- Успешность обучения и воспитания ребенка.
- Наличие у ребенка учебной мотивации и степень ее развития.
Как правило, ЗПР приводит к тому, что мотивация ребенка имеет очень сложное и длительное развитие. Начало формирование мотивации к познанию сталкивается с рядом проблем, вытекающих из специфики развития психических процессов организма ребенка, а также, недостатков коррекционных методик обучения.
Познавательные процессы дошкольника очень сильно отстают в развитии от познавательных процессов нормального ребенка. Это обусловлено тем, что мышление ребенка оказывается, практически, неразвитым. Любая мыслительная операция реализуется без логической увязки, а это не дает должного результата деятельности: ребенок не может сделать вывод, сформулировать умозаключение. А без этого, полноценное познание оказывается невозможным. Таким образом, уровень развития познавательных процессов дошкольника оказывается очень низким.
Успешность процессов обучения и воспитания ребенка с ЗПР, также, нельзя высоко оценить. Конечно, небольших успехов можно достичь, но полноценной реализации целей и задач обучения осуществить не получится. Ведь, успех этих процессов, во многом, зависит от познания ребенка и активного познавательного действия, а у ребенка с ЗПР оно отсутствует, либо находится на низком уровне развития.
Учебная мотивация сталкивается с рядом проблем, при ее формировании. Ребенок с ЗПР, в силу специфики развития его интеллекта, мышления, оказывается, попросту, не в состоянии понять и осознать, для чего ему необходимо учиться, что это ему принесет, какую роль он играет в данном процессе. Поэтому мотивация к обучению у него отсутствует и ее формирование требует использования специальных подходов и коррекционных методик.
У ребенка с ЗПР отсутствуют следующие параметры желания, интереса и готовности к обучению:
- Сформированность устойчивого интереса к познанию
- Отсутствие самоконтроля и саморегуляции своей деятельности на любом ее этапе.
- Контроль речи т.е. ребенок не может правильно и конструктивно строить высказывания, формулировать фразы, что затрудняет ведение монологов и диалогов.
Таким образом, мотивация дошкольников к деятельности может быть развита на следующих уровнях:
- Положительное отношение к деятельности, желание и стремление познавать окружающий мир, ходить в школу, выполнять различные задания. Кроме того, у ребенка имеются навыки самоконтроля своей деятельности, он умеет ее планировать и действовать по инструкции. Достижение этого уровня мотивации возможно при использовании коррекционной программы обучения и развития ребенка, подготовки его к школе.
- Ребенок не способен сам выполнять какие-то задания, организовывать свою деятельность без помощи взрослого, не умеет контролировать ее ход и свои действия. На этом уровне развития мотивации дошкольника, требуется уделить внимание развитию мотивации к познанию и формированию навыков самоконтроля.
- Серьезное отставание ребенка в развитии. Оно проявляется в том, что ребенок не может выполнить что-либо даже с помощью взрослого. Он не способен к осознанию задания и не имеет стремления к достижению конкретного результата его выполнения. Необходимо уделить внимание развитию всех показателей мотивации ребенка. Прогресса достичь можно, но это потребует длительного времени и усилий педагога, но шанс имеется за счет понимания задания ребенком.
- Полное нарушение психических процессов организма, приводящее к неспособности ребенка понять задание и выполнить его. Мотивация и ее компоненты оказываются полностью неразвитыми.
Коррекционная программа развития мотивации к деятельности у дошкольников с ЗПР
Коррекционные занятия характеризуются продуктивностью применения для развития мотивационной сферы ребенка с ЗПР. Они позволяют повысить уровень интеллектуального развития ребенка, устранить проблемы с его эмоциональной сферой, сформировать мотивационные установки и повысить интерес к учебному процессу.
Коррекционная программа, направленная на развитие мотивации к деятельности дошкольников с ЗПР, ориентирована на достижение следующих целей:
- Развитие наглядно-действенного мышления ребенка.
- Развитие наглядно-образного мышления ребенка.
- Развитие логики мышления и практического построения логических связей между изучаемыми объектами.
В состав коррекционной программы включены занятия на развитие памяти, внимания, наблюдательности, сенсорных способностей, мелкой моторики, восприятия, координации.
Как правило, занятия строятся в игровой форме, поскольку она является наиболее актуальной для восприятия и понимания дошкольником, а тем более, при наличии у него психических отклонений в развитии. Занятия строятся от простого к сложному т.е. сначала используются самые простые упражнения, которые постепенно усложняются. При этом, анализируется уровень развития мотивационной сферы ребенка и степень проявления его психического нарушения. Это позволяет сделать упражнения доступными для понимания и выполнения ребенком и достичь их продуктивной реализации.
На коррекционных занятиях должна быть использована дополнительная стимуляция, которая усиливает развитие основного мотива к действию. Такими стимулами является поощрение, похвала, соревнование, престиж.