Принципы организации педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении
Дошкольное образование – это система организованной работы по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста, включающая присмотр и уход за детьми в течение дня.
Дошкольное образование реализуется специальными образовательными организациями – детскими садами, предшколами, реализующими свою деятельность на основании лицензии и в соответствии с законодательными нормами и требованиями федеральных образовательных стандартов.
Педагогический процесс дошкольной образовательной организации имеет свои особенности организации. Они обусловлены целевым назначением работы ДОУ: всесторонне развитие ребенка дошкольного возраста, интеллектуальное, нравственное, физическое, эстетическое и социальное становление личности дошкольника.
Педагогический процесс ДОУ строится на основании соблюдения требований ФГОС, что определяет основные принципы его организации:
- Принцип ориентации на разнообразие детства. Он означает, что в ДОУ используются различные методы воспитания и формы деятельности детей, создается обширная предметно-развивающее среда и игровое пространство, ориентированное на разнообразную игровую, учебную и иные виды деятельности дошкольников.
- Принцип сохранения исключительности и самоценности детства. Это означает, что период детства должен пониматься, как важный этап развития ребенка, что детство ценно само по себе, независимо от условий его прохождения. Детство значимо теми событиями, которые происходят в данный временной момент, независимо от того, к чему все это приведет в конечном итоге. Поэтому, в педагогическом процессе требуется осознание важности детства и стремлении создать все условия для его продуктивного протекания.
- Принцип личностно-направленного подхода и построения личностно-развивающей системы взаимодействия между педагогами и детьми.
- Принцип уважения прав и свобод ребенка, как полноценной личности. Следуют учитывать требования, потребности и интересы ребенка, его мнения, наличие у него собственного взгляда и собственной точки зрения.
- Принцип реализации образовательной программы на основе применения форм, методов и средств, актуальных для конкретного возраста. В ДОУ, как правило, применяются игровые формы обучения, в ходе которых дети познают мир, приобретают какие-то умения и навыки. Детство строится на основе индивидуальной направленности работы, по отношению к личностным характеристикам ребенка, развитию инициативы детей в разнообразных видах деятельности. в расчет берется этнокультурная обстановка развития ребенка и делается упор на формирование познавательной заинтересованности ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практического использования образовательных программ.
Планирование образовательного процесса ДОУ
Планирование образовательной работы с разными возрастными группами дошкольников является достаточно сложным и многофакторным процессом. Он требует от педагогов знания закономерностей психофизиологического развития детей, приемов и методов обучения, которые можно применять в образовании детей.
Чтобы эффективно организовать образовательный процесс в ДОУ, его необходимо тщательно спланировать.
Планирование образовательной работы ДОУ – это процесс определения плана действий и воспитательных мероприятий, реализуемых в ДОУ.
Планирование образовательного процесса способствует:
- Равномерному распределению программного материала в течение конкретного временного промежутка.
- Избеганию перегрузки детей.
- Предварительному выбору методов и приемов обучения, наиболее подходящих для конкретного возраста.
- Внесению ясности в деятельность педагога.
- Предугадыванию сложностей работы, которые могут возникнуть и их профилактике.
- Выбору оптимальных форм работы с детьми.
- Правильному распределению временных ресурсов педагога и нагрузки на учащихся.
Процесс планирование в дошкольной организации осуществляется на основе знания образовательной программы, а также, тщательного изучения каждого воспитанника, его особенностей развития и специфических потребностей.
Существуют специальные методики планирования образовательной работы дошкольной организации. Они содержат перечень требований и условий эффективности плановой работы. К ним относятся следующие:
- Знание педагогом уровня интеллектуального развития каждого дошкольника. Это позволяет оценить возможности освоения образовательной программы дошкольниками.
- Знание уровня развития и степени усвоения программы обучения, который должен быть достигнуть по завершении определенного временного периода.
- Выбор эффективных приемов и способов организации работы.
- Выбор оптимальных вариантов организации работы и способов достижения, поставленных целей и задач.
- Совместное планирование. Оно предполагает составление плана работы двумя воспитателями одной возрастной группы, либо воспитателем и его помощником. Это важно потому, что таким образом удастся достичь единой направленности воспитания.
- Между воспитателями должен проводиться постоянный обмен мнениями о работе детей. это позволяет оценить эффективность, используемых методов и внести в план корректировки.
- Осознание значимости плана. Педагог не должен рассматривать план, как отчетную документацию, которая необходимо только для сдачи руководству. Необходимо осознать его важность и значимость для эффективной организации собственной работы. Вносить в план собственное видение реализации образовательного процесса, свои идеи и замыслы, учитывая свои возможности, мастерство и, имеющиеся ресурсы.
- Поэтапное распределение плановых мероприятий. Планировать свою деятельность и реализовывать ее лучше детально и последовательно.