Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ

Профессиональная деятельность воспитателя дошкольной организации сопряжена с непрерывным взаимодействием с детьми, их родителями, а также иными сотрудниками учреждения. От эффективной организации данного взаимодействия зависит успех профессиональной деятельности педагога. Поэтому, построению продуктивной системы взаимоотношений воспитателя с родителями и иными педагогами отводится важное место в учебно-воспитательной деятельности. Такое взаимодействие строится в разных формах, по разнообразным методикам и с использованием множества средств.

Цели, задачи и принципы организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями

Замечание 1

Педагогический коллектив любого ДОУ нацелен на оказание родителям всесторонней помощи в воспитании и обучении детей. Педагоги стремятся раскрыть воспитательный потенциал семьи и дополнить его профессиональными формами и методиками.

Предполагается, что воспитательное взаимодействие педагога с семьями воспитанников сводится к достижению следующих целей:

  1. Развитие личности ребенка, ее потенциала, интересов и потребностей;
  2. Распределение родительской ответственности и обязанностей в непрерывно меняющихся условиях общественной жизнедеятельности;
  3. Создание условий для открытого общения и доверительных взаимоотношений между разными поколениями;
  4. Формирование определенного семейного уклада, потребного образа жизни семьи, воспитывающей ребенка;
  5. Ориентация на индивидуальность каждого ребенка.

Данные цели достигаются посредством постановки таких задач:

  1. Воспитание уважительного отношения к текущему этапу развития ребенка – детству и привитие уважения к родителям и семейным ценностям;
  2. Общение и сотрудничество с родителя, исследование их семейного микроклимата;
  3. Оказание помощи в повышении культурного и нравственного развития семьи;
  4. Привитие теоретических основ воспитания и оказание помощи в их практическом применении;
  5. Организация форм взаимодействия между родителями и ДОУ, совместной творческой деятельности.
«Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Работа по организации взаимодействия с семьями является достаточно сложной. Она проходит в несколько этапов и базируется на следующих ведущих принципах:

  1. Принцип открытости ДОУ. Для каждой семьи дошкольное учреждение является открытым. Оно демонстрирует свою воспитательную политику, успехи и неудачи ребенка.
  2. Принцип сотрудничества педагогов с семьями.
  3. Принцип создания активной развивающей среды. ДОУ ориентировано на гармоничное и всестороннее развитие детской личности. При этом, педагоги требуют и от родителей той же направленности действий.
  4. Принцип диагностирования. Он предполагает выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы организации работы педагогов ДОУ с родителями

Организация взаимоотношений с родителями воспитанников реализуется посредством множества различных форм. Независимо от выбранной формы, организация взаимоотношений ориентирована на обогащение родителей педагогическими знаниями и ориентацией их воспитания в одной плоскости с воспитательной политикой ДОУ. Все формы организации работы педагога с семьями можно разделить на две большие группы:

  • Традиционные формы – стандартные, классические формы деятельности, идентичные для всех воспитательных учреждений данного региона или государства в целом.
  • Нетрадиционные формы – современные методы организации деятельности, применение креативного новаторского подхода, который ранее не использовался в данной области, регионе, стране или заведении.

К традиционным формам организации взаимодействия с родителями относятся следующие:

  1. Демонстрация дошкольного учреждения. Она реализуется на этапе поступления ребенка в ДОУ, когда родители изучают учреждение и пытаются понять, насколько комфортным оно будет для их чада. Педагоги же, в свою очередь, стремятся показать все положительные стороны и условия данного заведения, настроить ребенка на положительную оценку ДОУ, показать всем комфортность и уютность учреждения и положительность его функционирования;
  2. Родительские собрания. Проводятся в течение всего периода обучения ребенка в ДОУ. Они ориентированы на показ родителям, каким образом организуется воспитание и обучение их детей, какие методы и средства для этого применяются, а также иные дополнительные тематики, например, «методы воспитательного воздействия», «важность эмоциональной сферы личности в период социализации ребенка» и т.д.;
  3. Проведение семинарских и консультационных мероприятий для родителей. Они проводятся для предоставления родителям дополнительной информации по вопросам воспитания их детей. Здесь поднимаются самые насущные и проблемные моменты текущего возрастного этапа развития ребенка и родителям оказывается помощь и поддержка в разрешении сложных педагогических ситуаций;
  4. Создание наглядного материала для родителей. Педагоги подготавливают информационные стенды, буклеты, отправляют родителям письма, содержащие важные информационные данные;
  5. Проведение бесед с семьями. Педагог стремится установить контакт с родителем ребенка, чтобы донести до них важную и нужную информацию, решить проблемные вопросы, выработать единое направление воспитательной деятельности;
  6. Заполнение родителями анкет. Педагоги подготавливают анкеты для родителей. Они могут быть разных тематик и ориентированы на решение, как текущих воспитательных задач, так и разработку стратегии развития всего ДОУ. Анкеты помогают и родителям. Они дают возможность оценить свою воспитательную политику, ее эффективность.

К нетрадиционным формам организации взаимодействия с родителями относят следующие:

  1. Проведение различных конкурсов. Педагоги устраивают различные соревнования, как для детского коллектива, так и для их родителей. Привлекая родителей к участию в таких мероприятиях, педагоги развивают их активность и инициативность в различных направлениях. Тематика и целевое назначение конкурсов может быть различным;
  2. Привлечение сторонних специалистов для бесед с родителями. Педагоги, часто, привлекают психологов, социологов и иных специалистов для обсуждения в кругу родителей важных вопросов воспитания, выявление проблемных моментов отдельных семей, оказание им помощи в их разрешении, выработке необходимого направления в воспитании;
  3. Организация ролевых и деловых игр с родителями. Такие игры активизируют творческий потенциал семей и самих педагогов. Они помогают сформировать у родителей навыки быстрого принятия важных педагогических решений;
  4. Организация семейных клубов. Они представляют собой объединения родителей, нацеленные на решение практических задач воспитания и выявление проблемных моментов. Такие клубы включают в свой состав детей и родителей разных возрастов и интересов, что еще больше активизирует их участников к практическим действиям, инициативности в том или ином вопросе, направлении деятельности;
  5. Организация разнообразных праздников и мероприятий, семейных дней, спортивных семейных соревнований.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot