Сущность витагенного образования и его классификационные параметры
Август Соломонович Белкин – доктор педагогических наук, академик АПСН и МАПО, заслуженный деятель науки.
А.С. Белкин разработал и апробировал технологию витагенного образования.
Витагенное образование – это обучение, в основе которого лежит актуализация жизненного опыта личности, ее личностного и интеллектуального потенциала в педагогических целях.
В рамках витагенного образования, важное значение имеет жизненный опыт. Однако необходимо отличать опыт жизни и жизненный опыт. По мнению А.С. Белкина это совершенно разные понятия, которые имеют различное содержание.
Опыт жизни – это витагенная информация, которая не получена самостоятельно, а основана на осведомленности человека об определенных сторонах жизни и деятельности.
Опыт жизни не имеет для человека достаточной ценности. Однако, как было установлено А.С. Белкиным, именно с опорой на опыт жизни и строится процесс обучения в большинстве образовательных технологий.
Жизненный опыт – витагенная информация, которая была получена личностью самостоятельно и являющаяся ее достоянием.
Жизненный опыт откладывается в резервах памяти личности и находится в состоянии постоянной готовности к актуализации в различных жизненных ситуациях. В педагогике это принято называть компетентностями.
Классификационными параметрами технологии витагенного образования являются:
- уровнем и характерам технологии выступает отраслевая макротехнология;
- экзистенциальная философская основа;
- совокупность социогенных и биогенных факторов;
- ассоциативно-рефлекторная научная концепция освоения;
- ориентация на личностные структуры и сферы, такие как: ЗУН, СУД и ключевые компетенции;
- социально-педагогическая деятельность представлена социализацией личности;
- светский и общеобразовательный характер содержания;
- характер управления учебно-воспитательным процессом представлен работой с малыми группами;
- коммуникативные методы являются ведущими;
- классно-урочная форма работы с учащимися в рамках учебного процесса;
- характер воспитательного взаимодействия и подхода к ребенку основан на сотрудничестве;
- основой модернизации выступает направление на личностную ориентацию.
Целевые ориентиры и концептуальные положения технологии витагенного образования
Целевыми ориентирами технологии витагенного образования выступают:
- Формирование у учащихся следующих компетенций: навык адаптации к современным условиям жизни.
- Формирование самосохранения и самодисциплины, умения при необходимости мобилизовать собственные силы.
- Воспитание у детей жизнеспособности.
- Формирование представления о том, что процесс образования многомерен.
Концептуальными положениями технологии витагенного образования выступают:
- Голографическое сознание – каждая личность рассматривается как соединение множества векторов развития (движения).
- Фундаментальной основой любого образования выступает человеческая жизнь (вита).
- Использование всех задатков и способностей ребенка для успешного решения педагогических задач.
- Эффективность процесса образования во многом зависит от сотрудничества педагога и учащегося.
- Опора на жизненный опыт личности, как педагога, так и учащегося. Превращение жизненного опыта в образовательные ценности.
- Опора на подсознание личности, ее представлений о многомерности образовательного процесса.
Особенности содержания и методики
В основе витагенного образования лежит витагенная проекция.
Витагенная проекция – это витагенная информация каждого учащегося, которая была востребована педагогом непосредственно в рамках данного учебного занятия.
Источниками витагенной информации могут выступать СМИ, книги, общение с окружающими, разнообразная деятельность личности и т.д.
Вектор обучения: ученик – знания – учитель.
В процессе подачи новой учебной информации педагог опирается на витагенную информацию, осуществляет анализ полученного ребенком опыта (положительного или отрицательного) и проецирует его на тему урока.
Дидактическая проекция – научная информация, которая исходит от педагога, посредством использования витагенной информации учащихся.
В данном случае вектор обучения: учитель – знание – ученик.
Переход витагенной информации в жизненный опыт осуществляется через прохождение нескольких стадий:
- Первичное недифференцированное восприятие витагенной информации.
- Осуществление оценочно-фильтрующего восприятия полученной информации (то есть с позиции личностной значимости получаемой информации).
- Осмысление информации и установка на ее запоминание.
Важным условием превращения витагенной информации в ценности обучения является ценностное отношение к знанию.
Ценностное отношение к знанию – это первое и главное условие превращения образовательных знаний в ценность.
Ценными и значимыми знаниями для ребенка будут только те, которые он воспринимает как личностно-значимые. То есть только те, которые важны для него и его развития. Эффективность усвоения учебных знаний зависит от того как они связаны с его личностным опытом. В том случае если ребенок что-то испытал на себе, познал или увидел, то это ему запомниться и усвоится лучше, чем просто услышанное.
Еще одним важным моментом является ценностное отношение ребенка к незнанию.
Незнание дословно означает отсутствие информации. Но есть незнание не только как проявление невежества, но и как способ познания в образовательном процессе.
В том случае, если ребенок осознает, что его незнание чего-либо отрицательно сказывается на его положении как личности и понимает необходимость заполнения данного незнания, то можно говорить о его готовности к обучению и возможно высоких результатах данного процесса.