Управление закупками - это контроль и координация закупочной деятельности и всех аспектов связанных с ней.
Составление любого образовательного проекта предполагает его дальнейшую реализацию. Чтобы реализовать проект необходимо заключить контракты с поставщиками образовательных ресурсов и скоординировать деятельность по закупке оборудования, приобретению продукции разного рода, получению определенных услуг от иных организаций, не участвующих в образовательной деятельности. Для этих целей требуется четкая организация управления закупками в образовательной сфере, ориентированная на обеспечение качественного исполнения образовательной деятельности.
Принципы управления закупками в образовательной сфере
Образовательная система имеет свои особенности функционирования. Они обусловлены спецификой ее деятельности и отношений среди ее участников. Процесс управления системой образования и ее процессами, также, имеет свои особенности. Это обуславливает и специфику управления закупками в сфере образования.
Система управления закупками в образовательной сфере основывается на контрактном подходе к приобретению необходимых товаров и услуг для образовательной деятельности. все закупки совершаются на основании заключения контактов с поставщиками различных товаров и услуг.
Контроль закупок реализуется на основании соблюдения следующих принципов управления:
- Принцип социальной детерминации. Он активно применяется в управлении образовательным процессом в целом и управлении закупками в частности. Он связан с четким пониманием руководством образовательных учреждений целевого назначения своей работы.
- Принцип научности и компетентности. Он предполагает знание руководителем образовательного заведения не только основ своей профессиональной деятельности, но и технологиями реализации управленческого процессами различными аспектами образовательной деятельности.
- Принцип аналитического прогнозирования. Он означает реализацию закупок на основании предварительного составления прогнозов реализации образовательного процесса при применении необходимых продуктов или услуг, а также прогнозов личностного развития участников образовательного пространства.
- Принцип оперативного контроля. Он связан со своевременностью принятия решений в отношении закупок и несению ответственности за заключенные контракты.
- Принцип перспективной работы. Он означает проведение анализа прошлого и текущего развития образовательной области, конкретного ее аспекта, реализации контрактов и составление перспективных прогнозов развития, основанных на реализации конкретного контракта.
- Принцип профессионализма. Он означает знание заказчика закупок данной сферы деятельности, владением основами управления, контроля поставки товаров и услуг, умение выбирать профессиональных поставщиков продукции для нужд образовательной сферы.
- Принцип продуктивности. Он означает экономное и целесообразное расходование бюджетных средств.
Структура процесса управления закупками в системе образования
Управление закупками для удовлетворения нужд образовательного пространства включает в себя следующие этапы деятельности:
- Диагностирование потребностей образовательной среды. Проводится анализ развития конкретного учреждения образования и выявляются его потребности в конкретных материальных благах.
- Планирование покупок и приобретений. Формируются планы осуществления закупок для удовлетворения нужд образовательной сферы на конкретный временной период. План отражает целевое назначение закупок и ожидаемые итоги их использования в реализации педагогического процесса.
- Планирование контрактов. Закупки совершаются на основании заключения контрактов с поставщиками продуктов и услуг, необходимых образовательной сфере. Перед заключение контрактов изучаются предполагаемые поставщики, оцениваются затраты, технические возможности учебного заведения, жизненный цикл службы конкретного оборудования, содержание работ контракта. Здесь же, осуществляется запрос информации у поставщиков о ценах и предложениях и делается выбор в отношении продавцов по специальным критериям отбора, ориентированным на полноценное удовлетворение образовательных потребностей.
- Администрирование контрактов. Оно связано с заключение контрактов и выполнением обязательств по ним всеми сторонами. При заключении контракта составляется план управления им и ведутся записи по исполнению работ, указанных в контракте.
- Закрытие контрактов. Оно осуществляется после исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Проверяется вся документация по контракту и ее исполнение, представление отчетности в должной форме, осуществляется аудит поставок продукции и выполнения работ, услуг и оперативный учет деятельности по контракту.
Рисунок 1. Управление закупками проекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Факторы, воздействующие на развитие управления закупками в образовательной сфере
На процесс управления закупками в образовательной сфере воздействуют следующие группы факторов:
- Внутренние факторы. Они включают в себя особенности функционирования образовательного заведения, текущий этап его развития, направленность деятельности, требования к личности руководителя образовательным заведением, социально-педагогическая ориентация работы образовательного заведения и др.
- Внешние факторы. Они включают текущий этап развития общества, его требования к системе образования, научно-технический прогресс, тенденции социально-экономического развития общества, развитие новых принципов управления в системе образования, рыночные требования и др.
Качество управлениями закупками в системе образования зависит от качества планируемых итогов закупочной деятельности. Также, эффективность управления, во многом, зависит от профессионализма специалистов, заключающих контракты, применяемых форм и методов управления закупками на конкретном этапе образовательной деятельности.