Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология разноуровневого обучения

Определение 1

Технология разноуровневого обучения – это способ организации педагогического процесса, основанный на построении индивидуального образовательного пространства для каждого учащегося, исходя из зоны его ближайшего развития и, позволяющий включить его в совместную коллективную образовательную деятельность.

Использование данной технологии исключает применение унифицированных образовательных программ и технологий обучения и воспитания. Это способствует реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Сущность и целевое назначение технологии разноуровневого обучения

Разноуровневое обучение предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы каждый учащийся освоил учебную программу на разном уровне, отвечающем уровню его интеллектуального развития и его особенностям. При этом, не допускается овладение учебной программой на уровне, ниже базового т.е. каждый учащийся должен овладеть базовой системой знаний на каждом уровне и этапе обучения. Различия в освоении учебного материала отражают глубину и сложность его содержания, которые освоены каждым учащимся, т.е. один ребенок может освоить программу на самом высоком уровне сложности, другой на низком и т.д.

Использование данной технологии в образовательном процессе имеет иные критерии оценивания знаний учащихся: оцениваются не итоги обучения, а его ход. Происходит оценивание усилий учащегося, его кропотливой работы, ориентации на творческий подход при реализации конкретной образовательной задачи, освоения темы или курса обучения. При этом, на каждом уровне обучения осваиваются единые темы, утвержденные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Чтобы реализовать данный подход, учащиеся разделяются на группы по уровню их развития. Важно, достичь однородности состава учащихся каждой группы, иначе возникнут сложности с достижением должного уровня освоения учебной программы каждым учащимся.

Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Технология разноуровневого обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Целевым назначением технологии разноуровневого обучения является освоение образовательной программы каждым учащимся на том уровне, который отвечает зоне его ближайшего развития и специфическим признакам развития.

Данная цель предполагает наличие ряда подцелей:

  1. Акцентирование внимания педагога на работе с разными категориями учащихся;
  2. Достижение опоры в обучении на субъектный опыт учащихся;
  3. Учет особенностей функционирования психический процессов учащегося, уровня его познавательной заинтересованности, развитости памяти, мышления, восприятия, уровня развития личностно-смысловой области, наличие, имеющихся знаний и навыков по конкретной теме;
  4. Развитие мотивации познавательной работы учащихся разных категорий;
  5. Организация самостоятельной деятельности учащихся;
  6. Сокращение фронтальной работы и общего обучения всего коллектива учащихся;
  7. Акцент на реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Данное обучение позволяет каждому учащемуся полноценно использовать свои способности и возможности в образовательном пространстве. Это позволяет создать условия для продвинутого обучения одаренных детей, расширив их горизонты познания и помочь отстающим в усвоении базовой системы знаний.

Основа технологии разноуровневого обучения

В основу технологии разноуровневого обучения положены следующие компоненты:

  1. Психолого-педагогическая диагностика учащихся. Она ориентирована на определение зоны ближайшего развития каждого ученика и предоставление ему возможности самостоятельно ориентироваться в многообразии образовательной деятельности, методах и технологиях обучения. Таким образом, диагностика направлена на превращение учащегося в субъект учебно-воспитательной деятельности.

    Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  2. Сетевое планирование – это способ планирования образовательной деятельности, дающий наглядную картину его итогов т.е. каждый учащийся видит, что он должен освоить в течение одного учебного занятия, месяца обучения, четверти, полугодия, года. Это активизирует познавательную активность учащегося, способствует занятию субъектной позиции в обучении, поскольку он может внести корректировки в план, исходя из своих потребностей, способностей и возможностей. Педагог, при этом, становится, лишь, направляющим деятельности учащихся. Он не дает задания порционно, а дает единую программу обучения за конкретный временной период. Учащиеся переходят к самоуправлению своей образовательной деятельностью.

  3. Дидактический материал разного уровня сложности. Чтобы процесс обучения способствовал личностному развитию каждого учащегося, учебный материал должен даваться дозированно и постепенно, независимо от категории и уровня развития учащихся, для которых он предназначен. Весь учебный материал, который включен в общеобразовательную программу, подразделяется на три уровня сложности:

    • Первый уровень ориентирован на сохранение научной логики материала и получение общего представления об изучаемой дисциплине, ее курсе или теме учебного занятия. Таким образом происходит формирование упрощенных, простейших знаний о предмете;
    • Второй уровень сложности является более расширенным и углубленным по содержанию, по сравнению с первым. Сюда добавляются разнообразные детали, нюансы о том или ином процессе или объекте, которые были упущены на первом уровне. Они обогащают первичные знания;
    • Третий уровень направлен на углубление и расширение знаний за счет прибавления ко второму уровню детализированного материала, включающего научный компонент и практический аспект его использования. Сюда прибавляется такая информация, которая не включена в базовый уровень общеобразовательной программы, установленной ФГОС.

На первом уровне происходит освоение учащимся умственных действий, которые необходимо совершать для познания учебной программы.

На втором уровне происходит закладка простейших знаний и навыков деятельности.

На третьем уровне осуществляется творческое развитие учащихся. Оно стимулирует творческую активность учащихся, активизирует их познание и ориентирует на исследование окружающей действительности.

Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Технология разноуровневого обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 18.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot