Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических методов, приемов и форм обучения, воспитательных средств, являющихся основным организационно-методическим инструментом педагогического процесса.
Понятие технологии педагогической деятельности в работе с дошкольниками
В настоящее время существует необходимость в оптимизации педагогического процесса, которая осуществляется посредством усовершенствования методов и средств обучения. Однако этого не достаточного для оптимизации современного образовательного процесса в учреждения дошкольного образования. Данная проблема разрешается путем технологизации педагогического процесса.
Технология значительно шире методики, в связи с чем, ее возможности в совершенствовании педагогического процесса обширнее.
Методика – это набор определенных приёмов, которые используются для достижения конкретных образовательных задач.
Методика по своей сути должна быть понятной, воспроизводимой, реалистичной, обоснованной и результативной.
В том случае, если методику детализируют, разрабатывают (углубляют и расширяют), внедряют с целью апробирования в практику, то она переходит на новый уровень – уровень технологии.
Технология – это конкретный инструментарий, разработанный для внедрения в педагогическую деятельность с целью повышения ее эффективности и результативности.
Технология педагогической деятельности в работе с дошкольниками содержит совокупность методов, средств, приемов и форм работы с детьми дошкольного возраста, направленных на решение конкретных образовательных и воспитательных задач в рамках дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Таким образом, технология педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста является целостной системой, направленной на оптимизацию форм дошкольного образования и вывод его на более качественный уровень.
Структура технологии педагогической деятельности в работе с дошкольниками
Технология педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, как и любая другая технология, имеет свою определенную структуру:
- Концептуальная часть – является научной базой технологии, включающей в себя основные психолого-педагогические идеи, заложенные в ее фундамент.
- Содержательная часть – содержит общие и конкретные цели педагогического процесса, а также включает содержание образовательного материала.
- Процессуальная часть – состоит из совокупности методов и форм деятельности дошкольников, а также методов и форм работы педагога с воспитанниками и управлением педагогического процесса.
Таким образом, если определенная система или методика претендует на звание технологии педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, то она должна полностью отвечать указанным требованиям.
Принципы реализации педагогической технологии работы с дошкольниками
Реализация педагогических технологий в работе с дошкольниками, предусматривает соблюдения ряда обязательных принципов:
- Принцип гуманизации – предусматривает приоритет личности и учет индивидуальности развития каждого ребенка в рамках образовательного процесса ДОУ. Личность каждого воспитанника является основой ценностью воспитательно-образовательного процесса, именно на нее ориентируется воспитатель при организации работы с воспитанниками.
- Принцип целостности картины мира – реализуется посредством организации интеграционного содержания педагогического процесса. Интеграция способствует формированию и удержанию целостности картины мира, воссоздания ее в памяти при необходимости, умению устанавливать различные связи между явлениями и объектами, видеть с разных сторон один и тот же предмет.
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей – направлен на использование в педагогическом процессе только тех методов, средств и приемов, которые понятны и доступны ребенку, а также направлены на его развитие и становление. Согласно данному принципу педагог должен максимально использовать основные новообразования дошкольного возраста.
- Принцип учета и развития субъективных свойств и качеств детей – предусматривает соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленностей детей дошкольного возраста на определенные виды деятельности, поддержание его самостоятельности, активности и инициативности. Необходимо не просто учитывать интересы детей, но и полностью удовлетворять их потребности в получении новых знаний, овладении новыми умениями и навыками, осуществлении определенной деятельности и т.д.
- Принцип комфортности, основанный на «субъект-субъектном» взаимодействии в педагогическом процессе – направлен на предоставлении воспитанникам возможности свободно высказывать собственные мысли и идеи, создание благоприятных условий для осуществления разнообразных видов деятельности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать такие условия, в рамках которых воспитанники будут чувствовать себя комфортно и раскрепощено, иметь возможность максимально реализовать свои возможности и удовлетворить потребности.
- Принцип педагогической поддержки – направлен на организацию такого педагогического процесса, в рамках которого ребенку, при необходимости будет оказана помощь в сложной ситуации. При этом необходимо индивидуально подходить к оказанию помощи, кто-то будет рад совместной работе с педагогом, а кого-то просто необходимо направить в нужное направление. Основой данного принципа является получение ребенком удовлетворения от проделанной работы и получение осознания, что он сделал это самостоятельно.
- 7.Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.