Технология педагогической деятельности при работе со старшеклассниками – это порядок организации педагогического процесса, предполагающий применения специализированных средств и приемов, ориентированных на поддержание и укрепление ведущей роли учебного заведения в удовлетворение познавательных, социальных, психологических потребностей, формирование навыков самообразования и саморазвития, а также способности противостоять жизненным сложностям, обретать навыки юридической дееспособности.
Технологии, применяемые в образовательной сфере характеризуются определенными особенностями. Они реализуются в разнообразных учебных заведениях и направлены на воспитание различных возрастных групп учащихся. Поскольку, возрастная группа старших школьников характеризуется определенными биологическими и психическими особенностями развития, то и проблемы, возникающие в сфере обучения требуют особого технологичного подхода и профессионального влияния со стороны педагогического коллектива.
Основные направления педагогического взаимодействия с учащимися старших классов
Педагогические технологии для учащихся старших классов, применяемые учебными заведениями, реализуются по следующим направлениям:
- Направленность на формирование способностей к самовоспитанию. Это направление предполагает развитие навыков самостоятельной деятельности, саморегулирование и самоконтроль своего поведения и поступков, а также несение ответственности за них. В педагогике, самовоспитание является целенаправленным и тщательно организованным процессом, ориентированным на развитие положительных личностных качеств и ликвидацию отрицательных под четким педагогическим управлением и контролем. Педагогическая деятельность направляется на стимулирование учащихся к познавательной активности, саморазвитию, выбор перспективных направлений развития и ориентаций на них.
- Поддержка в установлении коммуникативных связей учащихся. Проблема с коммуникацией является достаточно распространенной в подростковом возрасте. Ее возникновение приводит к усилению других психологических проблем и усугубляет трудности переходного возраста. В этой связи, педагогам требуется отыскать оптимальный и эффективный подход к развитию коммуникаций в коллективе и оказать помощь в адаптации учащихся к новым социальным и образовательным условиям.
- Формирование научного мировоззрения. Применение педагогических технологий должно быть ориентировано на оказание активного и продуктивного воспитательного воздействия на взгляды учащихся, их идеологию. На современном этапе развития, традиционные методики воспитательного воздействия исчерпывают себя и требуют применения совершенно новых, адаптированных к современной действительности, подходов.
Оказание поддержки в профессиональном самоопределении. Особая роль в этой деятельности отводится центрам профессиональной ориентации. Педагоги направляют учащихся на выбор верного педагогического пути. Работа в этом направлении проходит в несколько этапов:
- 1 этап – диагностика способностей и наклонностей учащихся;
- 2 этап – организация разнородных направлений деятельности и привлечение к ним учащихся, мотивация к проявлению инициативы и активности;
- 3 этап – просвещение учащихся. Педагоги организуют лекционные занятия, организуют встречи с представителями разных профессий;
- 4 этап – оказание помощи при поступлении в высшее учебное заведение. Проводят дополнительные подготовительные занятия по разным направлениям деятельности, оказывается помощь в выборе оптимального вуза и т.д.
Гражданское самоопределение и формирование гражданской позиции. Учащийся должен осознать и выработать свое отношение к окружающему миру-природе и обществу. Задачей педагога является формирование осознанного отношения к свои правам и свободам и правам других граждан, осознание своей социальной роли и значимости, развитие навыков реализации прав на практике, несение ответственности за свои действия.
Применение педагогических технологий во внеклассной воспитательной работе со старшеклассниками
Разработка и использование педагогических технологий на современном этапе общественного развития должна быть ориентирована на потребности и интересы каждого учащегося в рамках педагогического процесса, согласованное взаимодействие и демократическую линию воспитательного воздействия.
Учебное заведение направляет свое педагогическое воздействие на подготовку учащихся к дальнейшей общественной жизнедеятельности. Это требует формирование у них навыков построения взаимоотношений с окружающими людьми, принятию норм и ценностей социума. Для этого педагоги организуют различные воспитательные ситуации.
Внеклассная воспитательная работа предполагает развитие у старшеклассников общекультурной компетентности. Основным направлением педагогической работы в этом направлении является использование технологии педагогических воспитательных ситуаций, направленную на установления оптимальной системы взаимодействия между педагогом и учащимися, посредством постановки перед учащимися жизненных задач, разнородной направленности, нравственных вопросов, предложений, поручений. это предполагает применение различных методов и приемов внеклассного воспитательного воздействия для формирования общекультурной компетентности личности учащегося.
Данная технология опирается на следующие методологические подходы:
- Личностно-направленный;
- Компетентностный;
- Культурологический.
Технология воспитательных ситуаций опирается на принцип гуманизации т.е. восприятия ребенка главной ценностью общества, приоритета его потребностей, стремлений и желаний, поддержание личностных смыслов ребенка, развитие путей освоения моральных ценностей.
На современном этапе общественного развития, личность учащегося ставится во главу всей образовательной системы. Поэтому внеклассная воспитательная работа должна активно применяться на практике и использовать технологию педагогических воспитательных ситуаций. Именно внеклассная работа, открывает возможности реализации педагогического взаимодействия в течении длительного временного периода и без наличия рамок места действия. Это позволяет расширить социальные контакты, привлечь к работе специалистов разных направлений и профессий.