Сущность педагогического взаимодействия и его основы
Педагогическое взаимодействие – это согласованность действий субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника в направлении достижения целей и задач образования.
Рисунок 1. Педагогическое взаимодействие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическое взаимодействие, по своей сути, сопряжено с:
- организацией педагогом воспитательного воздействия на воспитанников;
- направлением педагогов деятельности воспитанников и обеспечение ее продуктивной организации;
- передачей педагогом своего опыта деятельности, демонстрацией своего примера социального поведения воспитанникам.
Все эти аспекты тесно связаны между собой и реализуются в комплексе.
Педагогическое взаимодействие может быть реализовано в опоре на применение разнообразных стилей общения и социального взаимодействия. При этом, оно может носить:
- Активный характер – педагог занимает активную воспитательную позицию, устанавливает эмоциональный контакт с воспитанниками, независимо от ситуации, своего настроения и состояния;
- Ситуативный характер – педагог действует в соответствии с конкретной ситуацией т.е. он может проявлять эмоциональную отзывчивость к воспитанникам в одних ситуациях и не проявлять ее в других, быть непоследовательным в своих действиях и в своем взаимодействии;
- Пассивный характер – педагог устанавливает с детьми сугубо деловые отношения, демонстрируя им свой авторитет и свою главенствующую роль в воспитательном процессе. Эмоциональных связей и доверительных отношений с воспитанниками не формируется.
В основе организации педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками лежит его способность к данной деятельности. Она предполагает навыки осознанного выполнения своей функциональной роли, умения оказывать воздействие на другого человека, побуждать его к деятельности, проявлению своего потенциала.
Продуктивность педагогического взаимодействия определяется его гуманистической направленностью. Это предполагает рассмотрение воспитанников в качестве полноценных субъектов воспитательной деятельности, учет их интересов и потребностей и ориентация не только на их развитие, но и на личностный рост педагога в ходе своей профессиональной деятельности, в ходе взаимодействия с детьми.
В ходе педагогического взаимодействия происходит обмен опытом и эмоциями, идеями, что стимулирует развитие как ребенка, так и взрослого. Ребенок осваивает навыки общения и социального взаимодействия и формирует навыки самостоятельной деятельности разного рода.
Технологии реализации педагогического взаимодействия в образовательном процессе ДОУ
Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе ДОУ реализуется в опоре на использование следующих технологий:
- Технология сотрудничества. Она опирается на реализацию субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и воспитанниками. Отношения строятся в опоре на демократические принципы и предполагают равенство взрослого и ребенка, их сотрудничество и развитие в процессе взаимодействия. Отношения строятся на основании учета интересов и потребностей обоих сторон и предоставлении возможностей реализации своих потребностей им.
- Технология свободного воспитания. Она связана с предоставлением ребенку полноценной свободы в выборе направлений своей деятельности, содержания своего обучения и развития. Ребенок рассматривается в качестве высшей ценности и осуществляется полноценная реализация его потребностей и интересов, без учета интересов взрослого. Взрослый становится второстепенным субъектом воспитательной деятельности, занимаясь реализацией развития ребенка.
- Технология поддержки. Она предполагает оказание ребенку помощи и поддержки взрослым в его развитии, во всех его начинаниях. Взрослый не препятствует совершению ребенком ошибок, а помогает в получении опыта и выработке понимания правильности и неправильности принимаемых решений, совершении действий и поступков.
Факторы эффективной реализации педагогического взаимодействия в образовательном процессе ДОУ
Педагогическое взаимодействие взрослого с ребенком требует создания развивающего пространства, ориентированного на гармоничное развитие личности каждого учащегося и превращение его в активного субъекта образовательной деятельности.
Эффективность реализации педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе ДОУ обусловлена следующими факторами:
- Формирование в ДОУ и коллективе воспитанников благоприятной эмоциональной среды, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества.
- Включение в жизнедеятельность воспитанников положительных факторов их развития, усиливающих общечеловеческие ценности и нравственные ориентиры деятельности ребенка.
- Организация совместной деятельности. Она предполагает как совместную деятельность детей, так и взаимодействие между взрослым и ребенком.
- Постоянное педагогическое сопровождение развития ребенка. Оно предполагает оказание помощи во всех его начинаниях и выполнении образовательных и воспитательных задач.
- Постоянная организация коллективной детской деятельности. Здесь имеется в виду игровая деятельность, поскольку, она составляет основу детской деятельности и образовательного процесса ДОУ. Это позволяет ребенку проявить себя, самовыразиться, реализовать свои таланты и возможности.
- Использование в образовательном процессе интегрированных видов детской деятельности.
Следует отметить, что педагогическое взаимодействие опирается на принципы партнерского взаимодействия сторон. Это предполагает совместный выбор видов деятельности, обсуждение с детьми насущных образовательных проблем и поиск путей их решений. Все действия и решения носят единую направленность и опираются на единство взаимодействия участников деятельности. В ходе взаимодействия формируются навыки установления контактов между воспитанниками, развивается их умение договариваться, приходить к общему знаменателю.
Педагогическое взаимодействие реализуется посредством использования игровых и проектных технологий, организации совместной деятельности педагога с воспитанниками и создания проблемных ситуаций.