Речевое взаимодействие – это установление речевого общения между двумя и более субъектами, основанное на обмене фразами между ними, активной говорящей позиции одного субъекта и воспринимающими информацию позициями других участников взаимодействия.
Речевое развитие ребенка дошкольного возраста - важное направление его общего развития, реализуемого на данном уровне образования. По данному направлению развития ФГОС ДО выдвигают повышенные требования. Потому, организации речевого взаимодействия в процессе дошкольного обучения уделяется особое внимание. Оно реализуется в применение специальных технологий, методов и форм работы, а также с привлечением при необходимости дополнительных специалистов.
Организация речевого взаимодействия воспитателя с дошкольниками в разных видах детской деятельности
Развитие речи ребенка дошкольного возраста в условиях ДОУ реализуется в форме организации специальных занятий. При этом, речь требует многопланового развития и наполнения разнообразным содержанием. А это, в свою очередь, предполагает обогащение словарного запаса и активизацию функционирования разных сторон речи не только на специальных занятиях, но и в иных видах деятельности.
Воспитатель устанавливает речевое взаимодействие с детьми и организует их речевое взаимодействие между собой в режимных моментах и разных видах детской деятельности. При этом, организация речевого взаимодействия сопряжена с соблюдением ряда важных условий. К ним относятся:
- Создание условий для появления у дошкольников разнообразных поводов для общения.
- Уход от прямых требований речевого общения. Воспитатель побуждает к речевой деятельности косвенно.
- Ситуативный характер конкретных речевых целей, т.е. определение цели речевого общения зависит от конкретной ситуации, в которой оно возникает, и она определяет каких итогов необходимо достичь ребенку в формировании речевых навыков.
- Готовность воспитателя к детской речевой импровизации и умение ответить на нее.
- Учет речевой инициативности и активности дошкольников в конкретных видах деятельности. Предполагается, что такие виды деятельности, в которых ребенок наиболее проявляет речевую активность, должны быть использованы в образовательном процессе чаще.
- Выбор событийных видов деятельности т.е. обеспечение связи деятельности дошкольников с событиями из его реальной жизнедеятельности.
- Обеспечение чередования интеллектуальной и физической деятельности дошкольников. Это важно, как для их общего, так и для речевого развития.
Речевое взаимодействие воспитателя с дошкольниками реализуется в разных формах их совместной деятельности.
Развитие речевого взаимодействия воспитателей с детьми реализуется в ходе:
- Организации простейшей детской трудовой деятельности;
- Игровая деятельности в виде игр-забав, игр-хороводов, сюжетной игровой деятельности, ролевых игр, театральных игр, дидактических игр;
- Чтения детской художественной литературы с ее обсуждением;
- Драматизации или театральные постановки;
- Организации детского экспериментирования;
- Прогулок.
Речевое взаимодействие организуется в одной из форм деятельности ежедневно. Оно ориентировано на формирование у детей навыков выражения своих мыслей, чувств, эмоциональных состояний, установления взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Для этого, воспитатель применяет не только вариативные формы деятельности, но и различные техники организации речевого взаимодействия.
Виды организации взаимодействия между воспитателем и детьми
Организация взаимодействия между педагогом ДОУ и воспитанниками опирается на стиль педагогического общения и уровень педагогической культуры педагога, а также его развития и принятия инновационных подходов реализации образовательной деятельности.
Взаимодействие между воспитателем и дошкольниками бывает двух основных видов:
- Субъектно-объектное взаимодействие. Оно предполагает постановку педагогом ребенка в позицию объекта воспитательного процесса и рассмотрение себя в качестве его субъекта.
- Субъект-субъектное взаимодействие. Оно предполагает постановку педагогом ребенка в позицию субъекта воспитательного процесса, предоставление ему равноправия в выборе видов деятельности, форм и средств общения.
Организация речевого взаимодействия воспитателя с дошкольниками ориентирована на прямое или косвенное воздействие на них и их речевые процессы, порождающее установление связей между ними и оказание ими воздействия друг на друга.
Техники организации речевого взаимодействия воспитателя с детьми
Можно выделить несколько техник организации речевого взаимодействия между педагогом ДОУ и воспитанниками:
- Техника «Я-Сообщение». Она опирается на отражение своих мыслей и чувств, своего состояния при помощи сообщения, подготовленного для ребенка. К примеру, он может вести себя неправильно, нарушать дисциплину или же не проявлять активность на занятиях. Это доносится до него посредством выражения своих чувств воспитателем. Например, «Я очень расстроился, что ты молчал все занятие», «Мне не хватало твоих слов», «Я очень беспокоюсь, когда ты громко кричишь и обзываешь других детей» и т.д. Таким образом, ребенок учится выражать свои чувства и эмоции и устанавливать продуктивное взаимодействие с другими.
- Техника «Соблюдения дистанции». Дистанция между собеседниками определяет близость их речевого взаимодействия. Для каждого конкретного возраста требуется установление конкретной дистанции между воспитателем и ребенком в их общении. Дистанция между педагогом и ребенком увеличивается по мере взросления дошкольников.
- Техника «Активное слушание». Она ориентирована на выделение времени для прослушивания чувств и состояний ребенка, его желаний и потребностей. Это помогает выявить потребности и интересы, уровень эмоциональных переживаний ребенка. Также, данная техника может быть реализована в виде проигрывания упражнений, в которых он меняется местами с детьми или дети меняются местами между собой. Это особенно актуально при возникновении различных противоречий, конфликтов в коллективе. К примеру, ребенок жалуется воспитателю, что кто-то отобрал у него игрушки. Воспитатель дает ему совет, помогает понять, что чувствует тот, кто отобрал игрушки, чтобы он ответил, если бы попросили их вернуть, а затем просит детей поменяться местами и они, как бы проигрывают эту ситуацию наоборот.