Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Определение 1

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это процесс нарушения произносительной стороны речи вследствие сбоев в слуховом восприятии речи.

Данное нарушение приводит к возникновению нечеткой, размытой, непонятной речи. Дети смешивают звуки, заменяют их местами, пропускают, что, в итоге, искажает слоговую структуру слова и приводит к грамматически непонятной, неверно построенной речи.

ФФНР требует своевременной коррекции. Поэтому, необходимо проводить своевременную диагностику речевого развития дошкольника и коррекционные мероприятия по устранению нарушений слухового восприятия.

Роль игровой деятельности в коррекции ФФНР

Замечание 1

Игровая деятельность – основный вид деятельности дошкольника. Она активно используется для решения разнообразных образовательных и воспитательных задач в дошкольной педагогике.

Игра развивает все стороны личности дошкольника. Речь не является исключением. В ходе игровой деятельности, дошкольники усваивают основы устройства окружающего мира, развивается их мышление, активизируется память и логика.

Необходимость использования игровой деятельности в коррекции речевых нарушений обусловлена следующими параметрами:

  • Получение представлений о правильном речевом произношении;
  • Устранение скованности, замкнутости дошкольника, вызванной его речевым расстройством;
  • Формирование навыков коллективного взаимодействия;
  • Социальное развитие личности дошкольника;
  • Развитие навыков переключения внимания дошкольника;
  • Предоставление возможности использования своих речевых навыков в новой обстановке (безопасной среде);
  • Ликвидация концентрации внимания дошкольника на своем речевом дефекте.

Таким образом, игровая деятельность обязательно должна присутствовать на логопедических занятиях. Она хороша тем, что ребенок не чувствует нагрузки, не воспринимает занятия, как что-то навязанное воспитателем, неинтересное, требующее приложение усилий. Кроме того, игры способствуют коммуникативному развитию дошкольника, что особенно актуально при наличии у ребенка ФФНР.

«Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На логопедических занятиях применяются следующие разновидности игр:

  1. Дидактические игры. Данные игры имеют определенные правила. Это помогает сформировать у ребенка основы его взаимодействия в коллективе и поведения. В ходе игр происходит проговаривание каждого игрового действия. Ребенок учиться усваивать правильную речь и воспроизводить ее. Звукопроизношение преобразовывается и совершенствуется, речь приобретает звучность и оптимальный темп. Также, дидактические игры ориентированы на расширение словарного запаса дошкольника.
  2. Музыкальные игры. Они основаны на развитие навыков фонематического восприятия. Они формируют основы слухового внимания ребенка. Дети повторяют услышанные звуки с правильным соблюдением их последовательности.
  3. Подвижные игры. Они ориентированы на оказание воздействия на двигательные процессы организма. Это особенно актуально при ФФНР, поскольку, дети испытывают сложности в развитии двигательной сферы организма. Их движения скованны и неуклюжи, нарушена координация движений. Подвижные игры, применяемые в логопедической коррекции ФФНР называются логопедической ритмикой. Данные игры включают в себя речевое сопровождение. Дети учатся совершать действия одновременно с произношением. Так, формируется определенный темп и ритм их речи, происходит координация движений с речевой работой.
  4. Творческие игры. Они ориентированы на развитие речи ребенка, ее совершенствование. Поэтому, они не используются на ранних этапах логопедической коррекции. Они призваны закрепить и совершенствовать речевые навыки дошкольника. Творческие игры строятся на основании рассказа педагога-логопеда о том, что предстоит делать, поставленной задаче, проблеме, требующей разрешения. Дети учатся воспринимать информацию на слух и воспроизводить ее в практических действиях. Среди творческих игр, применяемых в коррекции ФФНР, можно выделить игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры. Они помогают в развитии основ слухового восприятия и правильного речевого поведения и взаимодействия.

Благодаря игровой деятельности осуществляется тренировка речевых навыков дошкольников с ФФНР, они закрепляются и применяются в новых обстоятельствах, дети учатся вести себя в разнообразных речевых ситуациях, у них формируется верное слуховое восприятие, а также устраняется замкнутость и закрытость от коллектива сверстников.

Проведение логопедических игр с применением ИКТ технологий для коррекции ФФНР

Коррекция звукового произношения и фонематического восприятия является сложным направлением деятельности логопеда. Они требуют развития артикуляционного аппарата, моторных функций, а также основ слухового восприятия.

Игровая деятельности, применяемая в коррекции ФФНР, носит комплексный характер. В современной педагогике и логопедии актуально применение ИКТ при организации игровой деятельности дошкольников. Коррекционные занятия не являются исключением.

Применение ИКТ технологий в логопедической коррекции ФФНР основано на:

  • Создании мультимедийных презентаций;
  • Включении в каждую презентацию нескольких игр;
  • Постановке и автоматизации звукового произношения в ходе просмотра мультимедийной презентации.

Постановка звуков при применении мультимедийных игр производится поэтапно:

  1. Проведение подготовительной артикуляционной гимнастики. На ней отрабатываются различные движения органами артикуляции, ориентированными на постановку конкретного звука. Здесь же, проводятся упражнения на дыхание и пальчиковая гимнастика.
  2. Использование картинок на мультимедийном проекторе. Может быть применен экран монитора ПК или проектор. Используются разные картинки. Каждая из них ориентирована на произношение конкретного звука, его правильную постановку в слоге, в слове, словосочетании и предложении. Смена картинок привлекает внимание дошкольников. Их красочность заостряет внимание на конкретных звуках и закрепляет в памяти их верное произношение, постановку в слогах и словах. Картинки сменяются по мере верного звукового произношения дошкольником. Могут быть использованы задания на дифференциацию звуков, а также слуховое восприятие отдельных звуков – добавляются аудиокомментарии к презентации.
  3. Закрепление звукового восприятия и произношения. Оно основывается на включение в анимацию новых заданий, элементов. Например, можно добавить мультяшных героев, которые произносят звуки и слова, включить песни. Это зафиксирует внимание дошкольника на конкретном звуке и поможет закрепить их правильное произношение в памяти.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot