Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология обучения математике на основе решения задач Хазанкина

Основная характеристика технологии обучения математике на основе решения задач Хазанкина

Замечание 1

Роман Григорьевич Хазанкин – заслуженный учитель РСФСР, учитель школы № 14 г. Белореика Республики Башкортостан, лауреат премии им. Н. К. Крупской.

Одной из основных задач современного педагога является стремление перестроить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать учащихся, повысить мотивацию на обучение и сформировать у них навыки самообразования. Именно в этом направлении велась педагогическая работа Р.Г. Хазанкина, который считал, что необходимо выявлять новые формы проведения учебных занятий, разрабатывать и внедрять новые типы уроков, которые будут не только познавательны, но и повысят интерес учащихся к обучению.

Основным классификационными характеристиками технологии являются:

  • частно-предметный уровень применения;
  • диалектическая и сциентистская философская основа;
  • социогенный фактор развития, являющийся основным в данной технологии;
  • ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения учебных знаний и умений;
  • ориентация на такие личностные структуры как ЗУН и СУД;
  • обучающий, светский, общеобразовательный, технократический и политехнологический характер содержания;
  • основной тип управления – традиционное обучение с элементами репетиторства;
  • ведущие организационные формы учебного процесса – классно-урочная с элементами индивидуальной, академической, клубной и дифференцированной;
  • основной подход к ребенку – технология сотрудничества;
  • преобладающий метод обучения – объяснительно-иллюстративный с элементами проблемности;
  • ведущее направление модернизации – методическое усовершенствование;
  • основная категория учащихся – массовая работа с одаренными и трудными детьми, имеющими проблемы в развитии.

Целевые ориентиры технологии заключаются в:

«Технология обучения математике на основе решения задач Хазанкина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Равное обучение всех учащихся на уровне установленного образовательного стандарта.
  2. Формирование у детей увлеченность математикой.
  3. Воспитание талантливых и разностороннее развитых детей.

Ведущие концептуальные положения технологии:

  1. Обучение на основании личностного подхода, педагогики успеха и сотрудничества.
  2. Учить детей математике через решение задач.
  3. Учить решать задачи через умение решать типовые задачи.
  4. Организация индивидуального обучения одаренных детей и детей, имеющих проблемы в развитии.
  5. Организация связи между коллективной и индивидуальной деятельностью.
  6. Организация успешного общения между младшими и старшими школьниками.
  7. Сочетание урочной и внеурочной формы обучения.

Особенности методики технологии

Особенность методики технологии является использование педагогами следующих форм уроков.

Урок – лекция – направлен на раскрытие новой темы. Эффективность проведения данной формы урока заключается в том, что педагог имеет возможность дать большой объем информации учащимся и значительно экономит учебное время.

Урок – решение «ключевых задач» - является практическим уроком, так как его основное содержание – это решение задач и упражнений по пройденной ранее теме, с целью закрепления полученных знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Решение задач происходит как самостоятельно, так и совместно с педагогом. Совместная работа педагога и учащихся направлена на усвоение ими алгоритма решения задач, составление схем их решения. Все полученные знания учащиеся после «оттачивают» самостоятельно, решая задачи.

Урок – консультация – основан на том, что учащиеся задают педагогу заранее составленные вопросы, разбирают сложные и непонятные моменты.

Зачетный урок – направлен на организацию индивидуальной работы для проведения контроля знаний. Форма проведения предусматривает осуществление контроля знаний педагогом у учащихся, взаимоконтроля учащиеся друг у друга и самоконтроля.

Непосредственно в технологии решения задач Хазанкина проведение данного урока предусматривает проведение зачетной работы старшими учащимися у младших. Старшие учащиеся заранее готовятся к зачету, прорабатывают его алгоритм. Проведение такого рода зачета способствует не только закреплению знаний, но и развитию коммуникативных навыков общения.

Направления технологии

По мнению Р.Г. Хазанкина успешность реализации технологии во многом зависит от соблюдения педагогом следующих правил:

  1. Педагог должен стараться дать детям как можно более глубокие теоретические знания. Каждому ученику необходимо понимать всю глубину изучаемого предмета, обладать не только знаниями, но умениями и навыками их применения в практической деятельности (решение задач, упражнений).
  2. Показать детям взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами.
  3. Системно изучать, как необходимо использовать теоретические знания, полученные в процессе изучения математики путем решения задач.
  4. Изучать ведущие идем и актуальные приемы решения задач, накапливать и систематизировать данные знания, развивать умения применения их в практической деятельности.
  5. Учить детей в процессе решения задач размышлять логически, догадываться.
  6. Учить работать с решаемой задачей даже в случае возникновения трудностей в решении.
  7. Учить детей видеть красоту математики, получать моральное удовольствие от решения задач и получения конечного результата.
  8. Учить детей составлять самостоятельно различные по сложности математические задачи.
  9. Формировать умение у учащихся работать с учебной, методической, научной и научно-популярной литературой.
  10. В процессе каждого учебного занятия организовывать «математическое общение». Осуществлять различные формы работа по дисциплине.
Замечание 2

Кроме того, Р.Г. Хазанкиным была доказана эффективность применения таких индивидуальных форм работы как математические Олимпиады, КВН и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot