Основная характеристика технологии обучения математике на основе решения задач Хазанкина
Роман Григорьевич Хазанкин – заслуженный учитель РСФСР, учитель школы № 14 г. Белореика Республики Башкортостан, лауреат премии им. Н. К. Крупской.
Одной из основных задач современного педагога является стремление перестроить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать учащихся, повысить мотивацию на обучение и сформировать у них навыки самообразования. Именно в этом направлении велась педагогическая работа Р.Г. Хазанкина, который считал, что необходимо выявлять новые формы проведения учебных занятий, разрабатывать и внедрять новые типы уроков, которые будут не только познавательны, но и повысят интерес учащихся к обучению.
Основным классификационными характеристиками технологии являются:
- частно-предметный уровень применения;
- диалектическая и сциентистская философская основа;
- социогенный фактор развития, являющийся основным в данной технологии;
- ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения учебных знаний и умений;
- ориентация на такие личностные структуры как ЗУН и СУД;
- обучающий, светский, общеобразовательный, технократический и политехнологический характер содержания;
- основной тип управления – традиционное обучение с элементами репетиторства;
- ведущие организационные формы учебного процесса – классно-урочная с элементами индивидуальной, академической, клубной и дифференцированной;
- основной подход к ребенку – технология сотрудничества;
- преобладающий метод обучения – объяснительно-иллюстративный с элементами проблемности;
- ведущее направление модернизации – методическое усовершенствование;
- основная категория учащихся – массовая работа с одаренными и трудными детьми, имеющими проблемы в развитии.
Целевые ориентиры технологии заключаются в:
- Равное обучение всех учащихся на уровне установленного образовательного стандарта.
- Формирование у детей увлеченность математикой.
- Воспитание талантливых и разностороннее развитых детей.
Ведущие концептуальные положения технологии:
- Обучение на основании личностного подхода, педагогики успеха и сотрудничества.
- Учить детей математике через решение задач.
- Учить решать задачи через умение решать типовые задачи.
- Организация индивидуального обучения одаренных детей и детей, имеющих проблемы в развитии.
- Организация связи между коллективной и индивидуальной деятельностью.
- Организация успешного общения между младшими и старшими школьниками.
- Сочетание урочной и внеурочной формы обучения.
Особенности методики технологии
Особенность методики технологии является использование педагогами следующих форм уроков.
Урок – лекция – направлен на раскрытие новой темы. Эффективность проведения данной формы урока заключается в том, что педагог имеет возможность дать большой объем информации учащимся и значительно экономит учебное время.
Урок – решение «ключевых задач» - является практическим уроком, так как его основное содержание – это решение задач и упражнений по пройденной ранее теме, с целью закрепления полученных знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Решение задач происходит как самостоятельно, так и совместно с педагогом. Совместная работа педагога и учащихся направлена на усвоение ими алгоритма решения задач, составление схем их решения. Все полученные знания учащиеся после «оттачивают» самостоятельно, решая задачи.
Урок – консультация – основан на том, что учащиеся задают педагогу заранее составленные вопросы, разбирают сложные и непонятные моменты.
Зачетный урок – направлен на организацию индивидуальной работы для проведения контроля знаний. Форма проведения предусматривает осуществление контроля знаний педагогом у учащихся, взаимоконтроля учащиеся друг у друга и самоконтроля.
Непосредственно в технологии решения задач Хазанкина проведение данного урока предусматривает проведение зачетной работы старшими учащимися у младших. Старшие учащиеся заранее готовятся к зачету, прорабатывают его алгоритм. Проведение такого рода зачета способствует не только закреплению знаний, но и развитию коммуникативных навыков общения.
Направления технологии
По мнению Р.Г. Хазанкина успешность реализации технологии во многом зависит от соблюдения педагогом следующих правил:
- Педагог должен стараться дать детям как можно более глубокие теоретические знания. Каждому ученику необходимо понимать всю глубину изучаемого предмета, обладать не только знаниями, но умениями и навыками их применения в практической деятельности (решение задач, упражнений).
- Показать детям взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами.
- Системно изучать, как необходимо использовать теоретические знания, полученные в процессе изучения математики путем решения задач.
- Изучать ведущие идем и актуальные приемы решения задач, накапливать и систематизировать данные знания, развивать умения применения их в практической деятельности.
- Учить детей в процессе решения задач размышлять логически, догадываться.
- Учить работать с решаемой задачей даже в случае возникновения трудностей в решении.
- Учить детей видеть красоту математики, получать моральное удовольствие от решения задач и получения конечного результата.
- Учить детей составлять самостоятельно различные по сложности математические задачи.
- Формировать умение у учащихся работать с учебной, методической, научной и научно-популярной литературой.
- В процессе каждого учебного занятия организовывать «математическое общение». Осуществлять различные формы работа по дисциплине.
Кроме того, Р.Г. Хазанкиным была доказана эффективность применения таких индивидуальных форм работы как математические Олимпиады, КВН и т.д.