Особенности применения технологии личностно-ориентированного подхода в ДОУ
Личностно-ориентированный подход в образовании – это организация учебно-воспитательного процесса, с постановкой ребенка на приоритетную позицию, признанием его высшей ценностью, а следовательно, с ориентацией работы на личностное развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и ребенком определяет место ребенка в воспитательном процессе. Отныне, он признается его полноправным субъектом и может регулировать реализацию данного процесса.
Данный подход лежит в основе построения взаимоотношений между воспитателем и детьми в дошкольной образовательной организации.
В дошкольном возрасте осуществляется бурное развитие ребенка. Все процессы организма развиваются очень стремительно и интенсивно. За счет чего, ребенок очень быстро созревает и превращается в полноценную личность. Развитие этой личности, активность ее деятельность зависит от социальной адаптации ребенка. Поэтому, процессу социальной адаптации ребенка отводится первостепенное значение в учебно-воспитательной деятельности ДОУ. Эффективность социальной адаптации, во многом, зависит от использования личностно-ориентированного взаимодействия между воспитателем и ребенком дошкольного возраста.
К особенностям применения системы личностно-ориентированного взаимодействия между воспитателями и воспитанниками относятся следующие аспекты:
- Построение модели сотруднических взаимоотношений между педагогом и воспитанником. Педагог уделяет приоритетное внимание личности ребенка и процессу ее развития, а конечным результатам деятельности. происходит уход от авторитарного стиля педагогической деятельности.
- Изменение характера отношений «воспитатель – ребенок». Воспитатель формирует соответствующую среду для личностного развития ребенка и мотивации к познанию.
- Ребенок становится субъектом воспитательного процесса. На каждом учебном занятии реализуется диалоговое взаимодействие между воспитателем и воспитанником.
- Формирование ситуации успеха на каждом занятии. Педагогу необходимо развить уверенность воспитанника в своих силах. Поэтому поощряется проявление самостоятельности, инициативы. Педагог организует свою работу на основе воодушевления детей к активному поиску и активному действию.
- Воспитательный процесс направлен на развитие доверительных отношений между педагогом и воспитанником. Ребенок должен сформировать устойчивое доверительное отношение к миру и его устройству.
- Деятельность дошкольной образовательной организации приобретает гуманистическую ориентацию.
- Развитие устойчивых личностных отношений, связей, умение устанавливать положительные коммуникативные отношения – основа организации воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.
Требования к педагогу ДОУ, строящему свою деятельность на основе личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками
Технология личностно-ориентированного взаимодействия между педагогом и воспитанниками предполагает организацию деятельности ДОУ на основании соблюдения ряда требований, относящихся к работе воспитателя. К ним относятся:
- Знание индивидуальных особенностей развития воспитанников. Сюда относятся свойства характера, тип темперамента, вкусы, привычки, желания, потребности, стремления, уровень физического и интеллектуального развития, нравственные ориентиры, творческий потенциал;
- Наличие навыков диагностирования развития мотивов, интересов, убеждений, мировоззрения, нравственных ориентиров деятельности, ценностных ориентаций, образа мышления воспитанников и степени их реального текущего развития;
- Постоянное привлечение воспитанника к трудовой деятельности и решению воспитательных проблем, посильных для него;
- Выбор методов и способов организации учебно-воспитательного процесса, способствующих прогрессивному развитию личности воспитанника и совершенствованию его навыков деятельности;
- Своевременное диагностирование проблем личностного развития каждого воспитанника и применение способов коррекции развития дошкольников;
- Проявление активности и инициативности в воспитательной работе, использование творческого подхода к данной деятельности;
- Развитие навыков самовоспитания и саморазвития личности воспитанника;
- Направление деятельности воспитанника. Работа ребенка должна быть организована так, чтобы педагог руководил ей, как бы, скрыто, давая максимальные возможности для развития самостоятельности и познавательной активности воспитанника.
Игра как основа технологии личностно-ориентированного взаимодействия между воспитателем и ребенком
Построение системы взаимодействия между воспитателем и воспитанником реализуется в дошкольном возрасте в игровой форме. Игровая деятельность служит способом развития ребенка в общении со сверстниками и педагогом. Она обучает детей навыкам построения коммуникативного взаимодействия, сближает ребенка с воспитателем, устанавливая между ними доверительное взаимодействия, выступающее залогом продуктивного развития и социального становления личности воспитанника.
Игровые методы работы основываются на построении игровых ситуаций, которые не обучают напрямую, а лишь, налаживают ситуации, в основе которых лежит формирование доверительных отношений между участниками игрового действия. Так, воспитанники проходят процесс обучения добровольно, а также тренируют свои коммуникативные навыки.
Применение игры, как основного метода построения взаимодействия между педагогом и воспитанником способствует:
- Развитию навыков продуктивного общения.
- Формированию умения строить коммуникативные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Созданию увлекательного и интересного процесса обучения, способного мотивировать воспитанника к общению, познанию и развитию.
- Формированию активной жизненной позиции воспитанника.
- Формированию ценностных ориентиров деятельности воспитанников.
- Развитию стремления к познанию мира.
Использование игры должно быть реализовано таким образом, чтобы обучить детей навыкам культурного общения. Это означает, что при построении игрового действия, распределении ролей, дети должны научится договариваться, идти на компромисс, слушать и слышать мнение другого человека, учитывать его. Затем, в ходе реализации игрового действия, ребенок учится общаться в соответствии с конкретной ситуацией развития событий для достижения целей и задач игры.
Общение в игре выступает важным средством ее организации. В ходе общения между педагогом и воспитанником осуществляется обучение последнего.