Дипломное проектирование – это заключительный этап обучения в высшей школе, направленный на обобщение и практическую реализацию знаний и навыков профессиональной деятельности по конкретному направлению.
Дипломное проектирование на педагогических факультетах ориентировано на решение ряда педагогических задач, которые будут основой будущей профессиональной деятельности педагога. Оно имеет свои особенности реализации, обусловленные спецификой педагогической деятельности.
Организация дипломного проектирования по предмету «Педагогика»
Дипломное проектирование студентов педагогических факультетов носит комплексный характер. Оно включает в себя работу с теоретической информацией, поиск и обработку педагогической информации и имеет связь с текущей образовательной деятельностью.
Технология дипломного проектирования по предмету «Педагогика» характеризуется следующими чертами:
- Строгая контролируемость выполнения проектной деятельности.
- Этапность работы по проектированию.
- Подчиненность текущих задач обучения теме дипломной работы.
- Критериальный отбор начальных вариантов тем написания работы по педагогике.
- Разработка методики принятия решения, алгоритма реализации отдельных задач написания дипломной работы.
- Создание условий для креативной деятельности студентов, стимулирование ее развития.
- Учет требований к профессиональным компетенциям и общему развитию выпускников педагогических специальностей при написании дипломного проекта.
Дипломное проектирование реализуется таким образом, чтобы каждый этап проектирования, каждый этап написания работы был связан с предыдущим, т. е. должны быть реализованы задачи каждого этапа проектирования и достигнуты цели аттестационных испытаний будущих педагогов.
Организация дипломного проектирования реализуется в опоре на соблюдение следующих условий:
- Связь всех циклов обучения посредством выделения ведущих этапов разработки дипломного проекта.
- Разработка продукта проектирования, имеющего личностную значимость для отдельного студента, а также, несущего социальную значимость.
- Обеспечение обобщения и систематизации педагогических знаний студентов, приобретенных в течение всего периода обучения в вузе.
- Подтверждение результатов исследований, проведенных будущими педагогами обоснованными, достоверными данными, проведенным анализом, исследованием педагогических процессов и их связи с другими научными областями и теориями.
- Рациональное сочетание теоретических и практических методов педагогического исследования, отвечающих целям и задачам написания дипломной работы по педагогике.
- Наличие положительных итогов проведенного педагогического исследования, которые являются подтверждением сформированных компетенций студента, уровня его обученности и наличия профессионального потенциала.
- Статистическая надежность исследовательской информации, представленной в дипломной работе.
- Обязательное участие автора(студента) в дипломном проектировании.
- Возможность внедрения итогов проведенного исследования в педагогическую практику работы вуза, педагогического факультета.
Стадии реализации дипломного проектирования по «Педагогике»
Дипломное проектирование по педагогике реализуется посредством следующих стадий:
- Подготовка проекта. На этой стадии происходит сбор информации, которая будет использована в качестве основы написания работы. Она начинает формироваться еще в ходе преддипломной практики студента. Именно место прохождения практики и направленность деятельность студента определяют выбор им темы написания дипломного проекта и специфику его реализации. На данной стадии осуществляется утверждение темы диплома и выбор руководителя, который будет курировать написание работы и помогать в исследовательской деятельности студента. Руководитель предоставляет студенту задание по дипломному проектированию. Оно включает в себя разработку пояснительной записки к диплому, необходимость отражения конкретных разделов в ней, а также графической информации. Здесь же, отражаются разделы, которые должны быть отражены в дипломной работе и их краткое содержание. После выполнения задания осуществляется разработка календарного плана работы над проектом. Он составляется студентом при помощи руководителя.
- Выполнение проекта. Выполнение проекта реализуется через проектирование разделов диплома, которые были утверждены при подготовке проекта. Студент проверяет работоспособность положений, которые были утверждены при подготовке проекта, принятых ранее педагогических решений. Здесь же, проводится исследование того или иного аспекта педагогической деятельности, дается подтверждение актуальности педагогических теорий и концепций, применяемых методов и средств реализации педагогической деятельности и т. д. В ходе выполнения проекта, студентом должна быть выполнена поставленная при его подготовке задача. Она приписана в задании руководителя.
- Оформление проекта. На данной стадии реализуется оформление чистового варианта дипломного проекта, который будет сдан на проверку. Текстовая и графическая информация оформляется по определенным стандартам. Дипломный проект должен иметь определенную структуру, включающую титульный лист, содержание, введение, основную часть- теоретическая информация и практические исследования, выводы и перспективы развития конкретной педагогической области, объекта, процесса или явления, заключение и список литературы.
- Рецензирование проекта. После проверки работы и утверждения ее актуальности руководителем педагогической кафедры, осуществляется ее направление на рецензирование.
- Защита проекта. Она предполагает представление своего проекта аттестационной комиссии в краткой форме, т. е. при презентации должна быть отражена вся суть проблемы и ее исследования, а также представлены выводы. В ходе защиты, студенту могут быть заданы дополнительные вопросы представителями комиссии, касающиеся темы дипломной работы, теоретических и практических аспектов исследования, собственного видения рассматриваемой проблемы и путей ее решения.