Технологическая карта современного урока
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, являющееся базисом для его проектирования, средством представления индивидуальных методов работы.
Формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) является требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Технологическая карта урока может стать базисом для анализа работы педагога, направленной на формирование у детей УУД, что на данный момент времени представляет особую актуальность для современной системы образования.
Междисциплинарную связь в науке давно признали одним из средств ее прогресса, в связи с чем необходимо обратиться к технологическому подходу в образовании. В технологических картах есть возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя с учениками на уроке, что очень актуально для построения развивающего образования.
Основываясь на определении понятия «технологическая карта», методисты выделили несколько позиций, на которые можно и нужно опираться во время конструирования технологической карты урока:
- во-первых, она должна содержать описание всего процесса деятельности;
- во-вторых, она должна содержание описание всех операций и их составных частей.
Необходимость реализовать в процессе образовательной деятельности системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы требует от учителя не только детально операционально-деятельностно структурировать урок, но четко фиксировать субъект-субъектные формы взаимодействия его участников. В связи с этим для грамотного отражения в технологических картах урока специфики педагогической деятельности, нужно рассмотреть само понятие деятельности.
Деятельность – это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой представлено целесообразным изменением и преобразованием действительность.
Любая деятельность состоит из цели, средства, результата и самого процесса деятельности, а, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
В структуре технологической карты должна быть предусмотрена возможность:
- тщательно планировать каждый этап деятельности;
- максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, которые должны привести к намеченному результату;
- координировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности.
В процессе введения ФГОС НОО учителям было необходимо осознать важность достижения учениками трех групп планируемых образовательных результатов – личностных, предметных и метапредметных, которые формируются не через набор знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности.
Всем этим порождается несколько требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательной деятельности. Таблица технологической карты урока содержит такие графы как: этапы урока, методы обучения, время на этап, деятельность учителя, деятельность учеников, формируемое УУД.
Рекомендации по разработки технологической карты урока
Технологическая карта урока представляет собой документ, которым регламентируется деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке, соответствующеготребованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Технологическая карта урока является способом графического проектирования урока, таблицей, которая дает возможность структурировать урок в соответствии с выбранными учителем параметрами. К таким параметрам можно отнести этапы урока, цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учеников. В технологической карте представлены индивидуальные методы работы учителя школы.
Технологическую карту составляет учитель с опорой на рабочую программу по учебному предмету и дисциплине.
Технологическую карту урока можно составлять в виде таблицы или конспекта, в котором будут зафиксированы ключевые блоки.
Технологическая карта урока – обязательный элемент работы учителя в системе общеобразовательных школ.
Основными задачами технологической карты урока являются:
- определить место урока в изучаемой теме, курсе или разделе;
- определить цель урока и зафиксировать планируемые результаты на личностном, предметном и метапредметном уровнях, соответствующие требованиям ФГОС;
- ставить задачи урока и группировать отобранное учителем содержание учебного материала, определять последовательность его изучения;
- выбирать формы и методы организации деятельности учеников на уроках, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся и создать оптимальные условия для овладения учениками УУД.
Урок по теме «Решение уравнений», 6 класс
Цель урока – закрепить и расширить знания детей по заданной теме.
Задачи урока:
- создать педагогические условия для формирования у учеников положительной мотивации учиться, умение преодолевать посильные трудности, чувство коллективизма, взаимовыручку и уважение друг к другу, умение вести диалоги и аккуратность;
- формировать умение ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, уметь классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру учеников, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи;
- формировать умение строить математическую модель, решать уравнения, в которых содержится одно или более одного арифметического действия и решать задачи, используя уравнения.
Тип урока: закрепление, первичная проверка и коррекция знаний и умений.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические, частично-поисковые, репродуктивные.
Оборудование: учебник «Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений» / Н.Я. Виленкин и др., мультимедиа проектор, компьютер и презентация.
План урока:
Рисунок 1. План урока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ