Сущность светского образования
Светское образование – это такая организация системы государственного и муниципального образования, при которой исключается преследование каких-либо религиозных целей.
В РФ светский характер образования зафиксирован на законодательном уровне и прописан в качестве ведущего принципа построения системы образования в Конституции страны.
Образовательная система исключает воздействие на нее какого-либо религиозного учения, вероисповедания, проникновение религиозных концепций или конфессий.
Сущность светского характера образования заключается в следующем:
- Неприемлемость обучения в государственных и муниципальных заведениях религиозным теориям и концепциям, привития вероучения конкретной конфессии. Учебные программы строятся на базе отсутствия дисциплин по вероучению в программе обучения любого образовательного учреждения.
- Религиозные организации не имеют права вмешиваться в деятельность системы образования, навязывать ей свои взгляды и направления развития. Исключается также проведение цензуры содержания программ всех уровней системы образования, выпуска учебных пособий, методичек, учебной литературы, даже касающихся предметов по религиоведению.
- Недопустимо размещать в учреждениях образования и воспитания какую-либо символику религиозной направленности, предметы культа, проводить религиозные мероприятия и обряды, пропагандировать религиозные конфессии.
- Система образования не подвержена влиянию церкви и вправе самостоятельно выбирать направление своей деятельности в рамках ФГОС, даже если они противоречат религиозным концепциям.
- Закрепление права на свободу выбора, взглядов и убеждений, не нарушающих законодательство и не наносящих вреда другим членам общества.
- Образовательные программы не могут строиться с целью подготовки к профессиональной деятельности служителей религиозного культа.
- Религиозное образование входит в систему обучения, но не допускает проведение религиозных обрядов, чтение молитв, богослужение, церемониальной деятельности.
Светское образование не исключает возможности введения в школьное обучение уроков религиоведения, на которых происходит знакомство с религией, ее разнообразными направлениями, процессом исторического развития и современными направлениями, ролью религии в жизнедеятельности отдельных стран и народов, ее влиянием на культурное и историческое развитие общества.
Знакомство с религией необходимо для полноценного образования человека. Оно помогает сформировать высокий уровень культуры, принять культурные ценности, расширить границы кругозора, усвоить духовные и нравственные ценности, сформировать мировоззрение и идеологию, а также привить качества толерантности и терпимости.
Светский характер образования не является атеистическим. Он просто исключает пропаганду религии, оставляя право на свободу вероисповедания и следования любой религиозной конфессии за каждым гражданином.
Светское образование предполагает целенаправленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по организации и контролю прохождения учебно-воспитательного процесса в рамках государственных стандартов, с учетом интересов отдельной личности, семьи, социума и государства. Такое образование является общественно значимым и не может противоречить потребностям и интересам общества.
Принципы государственной политики в рамках развития светского образования
Система светского образования представляет собой совокупность программ обучения и государственных стандартов различных ступеней обучения, комплекса образовательно-воспитательных заведений, имеющих различные организационно-правовые формы и виды, а также органы управления и контроля деятельности образовательных заведений и реализации ими образовательных программ.
Светский характер образования предполагает его базирование на следующих основных принципах:
- Принцип гуманизации образования. Предполагает постановку человеческой личности и человеческих ценности на центральное место в системе образования и составление содержания программ обучения, исходя из ориентации на свободное развитие личности человека, реализацию ее потребностей и творческого потенциала, поддержание физического и психического здоровья личности, упор на ее всестороннее и гармоничное развитие.
- Принцип демократизации образовательного процесса. Управление образованием носит общественный характер, предполагая сохранение прав и свобод личности, выполнение обязанностей и несение ответственности. Управление, координирование деятельности и контроль функционирования системы образования осуществляется федеральными и ведомственными государственными учреждения, региональными заведениями и органами местного самоуправления.
- Принцип единства образовательного пространства. Система образования строится таким образом, чтобы обеспечить реализацию образовательной политики в рамках защиты национальных культур, сохранения их уникальности и традиционной самобытности. На всей территории страны действуют единые законы и стандарты образования, исключающие нарушение многонациональности государства и обеспечивая единство государственной политики в сфере образования.
- Принцип общедоступности образования. Предполагает возможность обучения и выбора его направления для всех граждан. Получение общего школьного образования является обязательным и бесплатным. Высшее образование не носит обязательного характера и может быть осуществлено как за счет средств государственного финансирования, так и на коммерческой основе. Образование доступно каждому ребенку, независимо от его социального положения, возрастных и индивидуальных особенностей развития, религиозного верования и идеологии. Ущемление права на образования карается законом.