Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школа и педагогика в России до 90-хх гг. 19 века

Социальная ситуация в России во второй половине 19 века

Замечание 1

Рассматриваемый исторический период характеризуется наличием социальных противоречий, которые способствовали возникновению революционной ситуации. Обострение крестьянского вопроса и поражение в Крымской войне привели к необходимости осуществления реформ. Разрешение указанных проблем началось с отмены крепостного права (1861 год).

Образование в этот период приобретает общественную значимость.

Во второй половине 19 века общественно-педагогическое движение в России характеризуется следующим:

  • расширяется сеть народных школ;
  • не приветствуется работа сословно-крепостнических школ;
  • проводятся выступления, направленные против догматического и схоластического обучения;
  • вводится общее образование, носящее светский характер;
  • обучение и воспитание детей строится на принципе уважения личности ребёнка;
  • разрабатываются дидактические основы процесса обучения;
  • делаются попытки возвращения автономии высших школ.

Во второй половине 19 века педагогические идеи, изложенные в трудах Н.И. Пироговым, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.Г. Чернышевским и др. учёными широко освещаются педагогическими и общественными периодическими изданиями (к примеру, в «Журнале для воспитания», в «Русском педагогическом вестнике», в «Педагогическом сборнике» и др.).

Общественно-педагогическое движение в России в рассматриваемый период способствовало разработке и реализации комплекса реформ образования.

Реформы в образовании в России во второй половине 19 века

Первым важным направлением реформ в образовании в России во второй половине 19 века было издание «Положения о женских училищах». Согласно данному положению, женские училища предоставляли среднее образование и били объявлены вне сословным учебным заведением. В соответствии с положением, в городах открывались училища двух разрядов. В училищах первого разряда обучались девочки и девушки на протяжении шести лет, в содержание обучения входило изучение Закона Божьего, русского языка и словесности, арифметики и начал геометрии, географии, всеобщей и русской истории, естествознания, физики и рукоделия. В училищах второго разряда обучение проходило в течение трёх лет, девушки учили Закон Божий, также обучались русскому языку, географии, русской истории, арифметике, рукоделию.

«Школа и педагогика в России до 90-хх гг. 19 века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вторым важным направлением проведения реформ в образовании была реализация реформ высшей школы, основные положения которой определялись в «Уставе 1863 года». В данном документе возвращались:

  • выборы учёного совета университета, ректоров и проректоров (на 4-летний срок);
  • выбор преподавателей в соответствии с результатами конкурса;
  • выбор декана на учёном совете факультета;
  • увеличивалось количество кафедр и преподавателей;
  • предоставлялось право на ведение научных работ и издание результатов научных трудов.

Реформы коснулись и обучения и организации работы народных училищ. В 1864 году было издано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому основной целью работы данных учебных заведений являлась передача народным массам религиозно-нравственных представлений и понятий и основ полезных знаний. Для училищ была характерна внесословность, бесплатность, а также совместное обучение лиц обоего поло. Правом преподавания в народных училищах обладали лица, имеющие как светское, так и духовное образование. В содержание обучения входило изучение Закона Божьего, чтения, письма, арифметики, церковного пения. Руководили и контролировали работу народных училищ губернские и уездные училищные советы.

Изменению подлежала и организация работы гимназий. В 1864 году был принят «Устав гимназий и прогимназий», в котором были определены два типа гимназий (классическая и реальная). Также в Уставе было прописана отмена физических наказаний, необходимость открытия гимназических библиотек, некоторые вопросы методического характера, в частности, использование наглядности при изучении физики, математики.

Выпускники классической гимназии получали право поступления в университет. В содержание обучения в классических гимназиях входило изучение латыни и греческого языка, русского языка и литературы, истории (отечественной, всемирной, священной), географии, естествознания, физики, черчения, французского или немецкого языков.

Замечание 2

В реальных гимназиях осуществлялась подготовка к обучению в высшем учебном заведении специального типа. Достаточно много времени (порядка 22-26 часов в неделю) уделялось изучению математики, кроме того, учили естествознанию, черчению, русскому языку и литературе, географии, истории, иностранным языкам.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot