Социальное воспитание как основа социального развития личности
Социальное воспитание – это процесс становления личности, связанный с выработкой навыков поведения и взаимодействия в обществе, выработкой моральных установок, ценностных ориентиров поведения, формированием убеждений и представлений об обществе и законах его функционирования, посредством специально организованной воспитательной деятельности, применения методов и средств реализации воспитательного воздействия.
Социальное воспитание является помощью подрастающему поколению на пути его вступления в социальную жизнедеятельность и установлению взаимодействия с социумом.
Социальное воспитание связано с формирование специальных условий, ориентированных на полноценное личностное развитие учащегося на конкретном уровне образования. для реализации социального воспитания используются разные способы и формы социальных влияний и воздействий.
В ходе социального воспитания индивид приобретает знания о социальной среде, усваивает духовные, культурные, социальные ценности – образцы поведения, правила взаимодействия, навыки культурного поведения. Все это формирует его как личность и способствует его социальному развитию.
Человек становится личностью только в социальной среде. Потому, социальное воспитание очень важно на этапе включения индивида в социальную жизнедеятельность.
Социальное воспитание является залогом успешной социализации личности. оно позволяет найти баланс при приспособлении индивида к общественной жизнедеятельности и обособиться в этой среде.
Сущность социального воспитания, как основы социального развития личности сводится к следующим положениям:
- Воспитательный процесс реализуется в социальной среде.
- Социальное воспитание способствует повышению качества образования и воспитания.
- Воспитание реализуется в отношении всех возрастных и социальных групп.
- В ходе социального воспитания формируются социально значимые, социально ценные взгляды и убеждения личности.
- Связь естественных, природных и социальных аспектов жизнедеятельности при реализации социального воспитания.
Социальное воспитание имеет тесную связь с разными видами деятельности человека - образованием, развитием, саморазвитием, подготовкой к чему-то и т. д.
Социальное воспитание носит целенаправленный характер т.е. используются различные педагогические средства и возможности, ориентированные на социальное становление и развитие личности.
Социальное воспитание наделено определенным социальным смыслом, состоящим в том, что ребенок готовится к жизни и деятельности в конкретной среде, конкретном обществе, реальному социальному общению и взаимодействию, реальным условиям жизнедеятельности.
Социальное воспитание, как основа социального развития личности, связано с передачей индивиду определенной культуры, выработку у него конкретных нравственных установок, активизацию его социальных сил, помогающих ему найти свое место в конкретном социуме, сформировать оптимальную систему взаимодействия с ним.
Аспекты социального воспитания
Социальное воспитание рассматривается в двух аспектах:
- Социальное воспитание связано с усвоением индивидом культурных особенностей в ходе его социального становления и развития. Происходит не просто ознакомление с нормами культурного поведения, но и осуществляется приобщение к культуре, ее истории и ее ценностям, создаются ситуации, в которых осуществляется практическое использование культурных направлений поведения и деятельности. В соответствии с конкретной культурой индивид берет на себя разные социальные роли и учится их выполнению. В данном случае, акцентируется внимание на развитии духовных, нравственных, этических качествах личности, раскрытии ее социального потенциала.
- Социальное воспитание связано с социальным развитием личности, т.е. ее попаданием в социальную среду, приобщением к ней, нахождением своего места в ней и выработкой конкретного отношения к ней. Индивид воспитывается в конкретном социуме. Это может быть микросреда, попав в которую он устанавливает взаимодействие с ее участниками, формирует разного рода отношения. В данном случае, воспитание связано с усвоением личностью социальных норм поведения, стереотипов, стиля общения той или иной социальной группы, специфики отношений между ее членами, мышления и направленности деятельности. В итоге, индивид усваивает социальные роли, нормы и ценности социального поведения и становится личностью т.е. приобретает определенные социальные качества и устанавливает взаимоотношения с социальной средой.
Критерии социальной воспитанности
Основными критериями, позволяющими оценить социальную воспитанность личности и ее уровень, являются:
- Социальная направленность личности. Она может проявляться в направленности на других членов социальной среды, на собственную личность, какие-то объекты и процессы социума. При этом, направленность может носить положительный характер т.е. ориентироваться на созидание, общественное развитие, проявление доброты, установления дружеских отношений, а может быть и отрицательного характера, связанного со злом и разрушением, принесением обществу вреда, угнетением личности других членов социума.
- Наличие социально значимых свойств личности. Социально значимые свойства представлены огромным перечнем. К ним относится отношение личности к объектам и процессам социальной среды: другим людям, трудовой, образовательной деятельности, природе, чему-то прекрасному и чему-то ужасному и т.д.
- Мотивы личностного развития. Она отражают поведение воспитанников в тех или иных социальных ситуациях, знания в области норм и правил поведения в социуме, конкретных ситуациях, сформированность навыков социального поведения и взаимодействия и общую картину поведения личности.
Чтобы определить уровень социальной воспитанности личности, проводится специальная диагностика с применением методов определения личностных качеств, их состояния и уровня развития. Методы ориентированы на показ уровня знаний, мотивов поведения, навыков социального взаимодействия воспитанников.