Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность, функции, структура школьных программ и учебников

Учебный план и учебная программа

На базе учебного плана составляют учебную программу по любому предмету.

Определение 1

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчен круг основных знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены учащимися по каждому учебному предмету.

Учебная программа состоит из:

  • перечня тем изучаемого материала;
  • рекомендаций по количеству времени, отводимому каждой теме;
  • распределения материала по годам обучения;
  • времени, отводимого на изучение всего курса.

Принято выделять следующие виды учебных программ:

  • типовая программа;
  • рабочая программа школы;
  • личностно-индивидуальная авторская программа, составляемая и применяемая учителем-новатором, мастером педагогического труда.

Типовую программу утверждает Министерство общего и профессионального образования РФ, она носит рекомендательный характер и затрагивает только наиболее общий и базовый круг общеобразовательных знаний, умений и навыков, а также включает наиболее общие рекомендации методического характера и перечень необходимых и достаточных средств приемов обучения, свойственных конкретному учебному предмету.

На основании типовой программы разрабатывают рабочую программу, которая отражает национально-региональный компонент, он может быть локальным или школьным, с учетом возможностей методического потенциала учительства, а также информационное и техническое обеспечение и уровень подготовленности учеников.

Авторским программам характерна специфическая логика построения курса и глубина поднимаемых в них вопросов, теорий. Такие программы, если у них есть рецензии, утверждает совет школы.

Структура учебной программы включает три основных компонента:

  • объяснительную записку, в которой изложены цели и задачи изучения предмета;
  • содержательную часть, состоящую из перечня тем, распределения времени на изучение каждой темы и раздела, перечня рекомендуемых занятий и методов обучения;
  • методические указания, касающиеся путей реализации программы, методов, организационных форм и средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, которые учащиеся приобретают в процессе изучения данного учебного предмета.
«Сущность, функции, структура школьных программ и учебников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В структурном отношении учебные программы могут быть линейными, концентрическими, спиральными и смешанными.

Линейная структура предполагает образование отдельными частями материала непрерывную последовательность тесно взаимосвязанных звеньев, которые прорабатываются за время обучения один раз.

Концентрированная структура основана на возвращении к изучаемым знаниям. Идет постепенное расширение изложения одного и того же вопроса, обогащение его новыми сведениями, зависимостями и связями.

Спиральная структура характеризуется изложением материала, при котором ученики без потери из поля зрения исходной проблемы, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.

Смешанная структура совмещает признаки линейных и концентрических схем, что позволяет глубоко распределять учебный материал.

Структура и функции учебника

Основной вид учебной литературы – учебник, представляющий собой важнейший источник знаний для учеников, одно из основных средств обучения. В нем отражена теория и методика обучения, то есть круг знаний, умений и навыков, обеспечивающих формирование духовной сущности личности ребенка.

В учебниках систематически изложены основы знаний в определенной сфере на уровне современных достижений науки и культуры. В учебниках систематическое изложение учебного материала должно идти в единстве с методами познания.

Учебник должен одновременно отличаться стабильностью и мобильностью. Требование стабильности предполагает, что у учебника должна быть устойчивая основа. Мобильностью обеспечивается возможность быстро вводить новые знания без нарушения основных конструкций. Этой цели соответствует блочная конструкция учебника, которая допускает вставки и расширяет блоки.

Структура учебника состоит из текста в качестве основного компонента, и нетекстовых вспомогательных компонентов.

Учебниками должны обеспечиваться сознательное и активное участие учеников в процессе обучения, с полным усвоением учебного материала. Для решения этих задач предназначены следующие дидактические функции учебника:

  • мотивационная – выражается созданием стимулов для учащихся, побуждающих их изучать данный предмет, формирующих интерес и позитивное отношение;
  • информационная – позволяет ученикам расширить объем знаний любыми доступными способами получения информации;
  • контрольно-коррекционная (тренировочная) – проверка, самооценка и коррекция хода и результатов обучения, выполнение тренировочных упражнений, направленных на формирование необходимого объема умений и навыков.

Дополнениями к учебнику могут быть различные учебные пособия – хрестоматия, сборник задач и упражнений, словарь, справочник, книга для внеклассного чтения, атлас, историческая и географическая карта и пр.

Отличительная особенность учебного пособия – подача учебного материала в более расширенном плане, дополняющая в значительной степени, а также расширяющая материал учебника новейшей информацией, справочными сведениями. Работа с учебными пособиями учит детей изложению, анализу, критике, дополнению, изменению и стилю собственного изложения, а также изучаемого текста с обязательным использованием дополнительной литературы.

Вместе с традиционными учебными материалам применяются также современные, безбумажные – видеоролики, диски, кассеты, аудиозаписи и пр. На данный момент дидактическая оценка таких новых средств крайне противоречива, в связи с чем, целесообразно использовать их в совокупности с традиционными учебными материалами.

Дата последнего обновления статьи: 29.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot