Учебный план и учебная программа
На базе учебного плана составляют учебную программу по любому предмету.
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчен круг основных знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены учащимися по каждому учебному предмету.
Учебная программа состоит из:
- перечня тем изучаемого материала;
- рекомендаций по количеству времени, отводимому каждой теме;
- распределения материала по годам обучения;
- времени, отводимого на изучение всего курса.
Принято выделять следующие виды учебных программ:
- типовая программа;
- рабочая программа школы;
- личностно-индивидуальная авторская программа, составляемая и применяемая учителем-новатором, мастером педагогического труда.
Типовую программу утверждает Министерство общего и профессионального образования РФ, она носит рекомендательный характер и затрагивает только наиболее общий и базовый круг общеобразовательных знаний, умений и навыков, а также включает наиболее общие рекомендации методического характера и перечень необходимых и достаточных средств приемов обучения, свойственных конкретному учебному предмету.
На основании типовой программы разрабатывают рабочую программу, которая отражает национально-региональный компонент, он может быть локальным или школьным, с учетом возможностей методического потенциала учительства, а также информационное и техническое обеспечение и уровень подготовленности учеников.
Авторским программам характерна специфическая логика построения курса и глубина поднимаемых в них вопросов, теорий. Такие программы, если у них есть рецензии, утверждает совет школы.
Структура учебной программы включает три основных компонента:
- объяснительную записку, в которой изложены цели и задачи изучения предмета;
- содержательную часть, состоящую из перечня тем, распределения времени на изучение каждой темы и раздела, перечня рекомендуемых занятий и методов обучения;
- методические указания, касающиеся путей реализации программы, методов, организационных форм и средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, которые учащиеся приобретают в процессе изучения данного учебного предмета.
В структурном отношении учебные программы могут быть линейными, концентрическими, спиральными и смешанными.
Линейная структура предполагает образование отдельными частями материала непрерывную последовательность тесно взаимосвязанных звеньев, которые прорабатываются за время обучения один раз.
Концентрированная структура основана на возвращении к изучаемым знаниям. Идет постепенное расширение изложения одного и того же вопроса, обогащение его новыми сведениями, зависимостями и связями.
Спиральная структура характеризуется изложением материала, при котором ученики без потери из поля зрения исходной проблемы, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанная структура совмещает признаки линейных и концентрических схем, что позволяет глубоко распределять учебный материал.
Структура и функции учебника
Основной вид учебной литературы – учебник, представляющий собой важнейший источник знаний для учеников, одно из основных средств обучения. В нем отражена теория и методика обучения, то есть круг знаний, умений и навыков, обеспечивающих формирование духовной сущности личности ребенка.
В учебниках систематически изложены основы знаний в определенной сфере на уровне современных достижений науки и культуры. В учебниках систематическое изложение учебного материала должно идти в единстве с методами познания.
Учебник должен одновременно отличаться стабильностью и мобильностью. Требование стабильности предполагает, что у учебника должна быть устойчивая основа. Мобильностью обеспечивается возможность быстро вводить новые знания без нарушения основных конструкций. Этой цели соответствует блочная конструкция учебника, которая допускает вставки и расширяет блоки.
Структура учебника состоит из текста в качестве основного компонента, и нетекстовых вспомогательных компонентов.
Учебниками должны обеспечиваться сознательное и активное участие учеников в процессе обучения, с полным усвоением учебного материала. Для решения этих задач предназначены следующие дидактические функции учебника:
- мотивационная – выражается созданием стимулов для учащихся, побуждающих их изучать данный предмет, формирующих интерес и позитивное отношение;
- информационная – позволяет ученикам расширить объем знаний любыми доступными способами получения информации;
- контрольно-коррекционная (тренировочная) – проверка, самооценка и коррекция хода и результатов обучения, выполнение тренировочных упражнений, направленных на формирование необходимого объема умений и навыков.
Дополнениями к учебнику могут быть различные учебные пособия – хрестоматия, сборник задач и упражнений, словарь, справочник, книга для внеклассного чтения, атлас, историческая и географическая карта и пр.
Отличительная особенность учебного пособия – подача учебного материала в более расширенном плане, дополняющая в значительной степени, а также расширяющая материал учебника новейшей информацией, справочными сведениями. Работа с учебными пособиями учит детей изложению, анализу, критике, дополнению, изменению и стилю собственного изложения, а также изучаемого текста с обязательным использованием дополнительной литературы.
Вместе с традиционными учебными материалам применяются также современные, безбумажные – видеоролики, диски, кассеты, аудиозаписи и пр. На данный момент дидактическая оценка таких новых средств крайне противоречива, в связи с чем, целесообразно использовать их в совокупности с традиционными учебными материалами.