Сущность и виды форм обучения
Форма обучения – это вид целенаправленной, содержательно насыщенной и методически оснащенной системы познавательного и воспитательного взаимодействия, общения и отношений между учителем и учениками.
Результат такого взаимодействия представлен профессиональным совершенствованием педагога, усвоением учащимися полного объема знаний, умений и навыков, развитием у них психических процессов и морально-нравственных качеств.
Форма обучения реализуется в качестве органического единства целенаправленной организации содержания, средств и методов обучения. Ею обеспечивается процесс усвоения детьми ряда конкретных фактов, обобщений, выводов, отработка конкретной серии умений и навыков. Система различных форм обучения раскрывает целостные разделы, темы, теории, концепции, прививает взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формируя у школьников системные знания с личностными качествами. К формам обучения учащихся относят следующие формы:
- индивидуальную;
- групповую;
- классно-урочную;
- бригадную;
- массового суггестивного обучающего взаимодействия.
Необходимость разнообразия форм обучения объясняется своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учениками разных возрастов. Содержанием науки и возрастными особенностями школьников обусловливается соответствующая, адекватная форма обучения, ее характер определяют: место в учебной деятельности, временная продолжительность, меняющаяся и подвижная структура, способы организации и методическое оснащение. Благодаря разным сочетаниям этих компонентов есть возможность создать разнообразные формы обучения.
Функции форм обучения
Функции форм обучения крайне сложные и многообразные. На первом месте среди них стоят обучающе-образовательные функции. Форма обучения выстраивается и используется с целью создания наилучших условий для передачи детям знаний, умений и навыков, формирования мировоззрения детей, развития их талантов, способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
Воспитательная функция обеспечивает последовательное введение школьников в разные типы деятельности. В результате в работу оказываются включенными все духовные и физические силы, к которым относят интеллект, эмоции, силу воли, практические действия и пр.
Организационная функция заключается в том, что необходимо соблюдать соответствие объема и качества содержания образования возрастным возможностям детей, что требует от учителя четко организационно-методически подавать материал, строго отбирать вспомогательные средства.
Психологическая функция предполагает выработку у учеников определенного деятельного биоритма, привычки работать в одно и то же время. Привычным временем и знакомыми условиями учебных занятий в детях порождается психическое состояние, проявляющееся раскрепощенностью, свободой, оптимальным напряжением духовных сил. Все это создает обстановку увлекательного и вдохновенного труда.
Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения предполагают разбивку всего учебного материала на части и темы, его структурирование и систематизирование как в целом, так и для каждого занятия
Стимулирующая функция проявляется, когда становится соответствующей особенностям детского возраста, специфике их психического и физиологического развития.
Формы обучения имеют общественную природу, их основой являются исторически сложившиеся разнообразные формы человеческого общения. Условно принято выделять несколько типов общения:
- трудовое или деловое, основанное на общественно-политической деятельности;
- духовно-эстетическое, обучающе-поучающее общение взрослых и детей;
- общение в познавательной и научно-исследовательской деятельности;
- бытовое и дружеское общение.
Все обозначенное разнообразие форм общения людей отражается и на формах организации жизни детей, их обучение и воспитание. Безусловно они не перенеслись напрямую в учебно-воспитательную практику, подвергшись тщательному отбору, педагогической обработке и переработке, чем было обеспечено создание эффективных форм обучения.
Также формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, коллективные и массовые.
К основным элементам процесса обучения, разные комбинации которых являются основой структуры любой формы, относят приобретение учениками новых знаний, закрепление, применение знаний на практике, повторение и диагностика.
Наиболее характерной психологической особенностью первоначального усвоения знаний, умений и навыков является ясность понимания детьми материала. Четкое усвоение знаний подталкивает школьников к дальнейшей работе, способствуя развитию мировоззрения, трудолюбия, развивая познавательные интересы и творческие способности. Отсутствием понимания порождается отчуждение, неприязнь к процессу обучения, стремление избежать бессмысленного времяпрепровождения.
Закреплением знаний, отработкой умений и навыков предполагается формирование у детей научных понятий, обобщенных образов и символов как личного достояния. На этом основании часть знаний превращается в автоматизированные действия, умения и навыки. Разные виды повторения – обязательное условие приведения в систему всего объема приобретенных знаний.
При овладении методами и приемами учебной деятельности, развитии в себе трудолюбия, постепенно дети научаются самостоятельному анализу потока научной, технической, художественной и политической информации. Все эти элементы процесса обучения являются основой учебного процесса и конструирования форм обучения.