Основные положения теории свободного воспитания
Основоположником теории свободного воспитания в Западной Европе был французский философ и педагог Ж.Ж. Руссо.
В России, свободное воспитание развивалось в рамках одной концептуальной идеи, которая была разработана Л.Н. Толстым. Что касается Европы, то здесь происходило динамичное и разносторонне развитие данного теоретического направления.
Ученые Западной Европы предлагали разнообразные идеи и методы организации воспитания подрастающего поколения.
В общем виде, теорию свободного воспитания, предложенную Европейскими учеными, можно представить в виде следующих положений:
- Ориентация на всесторонне развитие личности, раскрытие в воспитании природных задатков ребенка, их активное развитие в естественном состоянии т.е. без социального воздействия.
- Воспитание неразрывно связано с природой. Ребенок усваивает устройство мира при взаимодействии с природой. Так, он осваивает лучшее, что заложено в природе и развивает свой потенциал, который, также, является положительным. Уроки жизни ребенку дает природа и все хорошее в ней.
- Ребенок познает окружающий мир на основании чувственного восприятия, формируя чувственный опыт мироустройства.
- В основе воспитательного процесса заложена свобода т.е. ребенок не ограничивается в своих действиях какими-либо рамками. Однако, направляет этот процесс педагог, а соответственно, его требования исполняет ребенок.
- Мотивация к познанию. В ходе воспитания должны быть созданы условия для развития у ребенка стремления к познанию и приобретению собственного опыта, на основе которого делаются те или иные выводы, умозаключения.
- В основе воспитания лежит интеллектуальное развитие ребенка. Необходимо активизировать умственную работу организма, чтобы он желал учиться и познавать.
- Воспитание исключает принуждение, насилие, наказание.
- Уход от традиционных методов воспитания.
- Ориентация в воспитательном процессе на развитие творческого потенциала личности, формирование креативного мышления.
- Приоритетную позицию в воспитании занимают переживания ребенка и формирование у него собственного опыта жизнедеятельности.
Последователями теории свободного воспитания стали многие западные ученые. Они предлагали различные направления и методы воспитания ребенка, ориентированные на его всесторонне развитие.
Основные направления теории свободного воспитания западно-европейских авторов
В Европе существовало несколько течений теоретического развития идеи свободного воспитания. Их объединяло только то, что в их основе лежали теории педоцентризма и идеи свободы, которые выражались в следующих направлениях:
- Отношение к детям. Ребенок рассматривается, как нечто уникальное, наделенное исключительными свойствами и добрым потенциалом.
- Целевое назначение воспитательной деятельности. воспитание должно быть ориентированным на всесторонне, гармоничное развитие личности, в соответствии с его природным потенциалом и особенностями.
- Построение учебно-воспитательной деятельности. Воспитание должно строится на основе индивидуального и дифференцированного подхода.
- Специальная организация жизнедеятельности детей в образовательном заведении. Демократизация жизни школы т.е. равноправие всех ее участников и родителей.
- Конкретная позиция педагога в учебном процессе. Педагог выступает другом и соратником.
- Взаимодействия с муниципальными и государственными органами управления. Школа не допускает регламентирования своей внутренней работы.
Построение школы, ориентированной на свободное обучение предполагает создание условий для раскрепощения ребенка, раскрытие его самостоятельности, веры в себя, повышение самооценки, создание полноценных условий для всестороннего развития.
Эллен Кей о свободном воспитании
В конце XIX столетия шведская писательница и педагог выпустила книгу под названием «Век ребенка», затрагивающую идеи свободного воспитания и его реализацию.
По мнению Э. Кей в основе воспитания заложена природа, которая помогает ребенку в постепенном и медленном развитии. Ребенка необходимо предоставить самому себе. А это обуславливает приоритетную позицию домашнего воспитания. Именно домашнее воспитание дает толчок к развитию природных задатков и раскрывает индивидуальность ребенка.
Основными принципами свободного воспитания являются:
- Вера педагога в творческий потенциал ребенка и ориентация на его раскрытие.
- Убежденность в отрицательном воздействие любых внешних факторов на эффективное и плодотворное раскрытие природного потенциала и творческого развития. Воздействие человека тормозит развитие личности ребенка.
- Стимулирование активной жизненной позиции, культурного развития, формирование потребности в самообучении, саморазвитии и самосовершенствовании своих навыков.
- Позиция школы, как воспитательной системы, живой и непрерывно развивающейся.
- Определение места педагога, в качестве помощника, старшего товарища в познании мира, усвоении культурных и нравственных ценностей.
- Создание условий для развития детского самоуправления и формирования у ребенка организаторских способностей. Для этого необходимо организовывать жизни детей на основании детского самоуправления.
Э. Кей считала, что, поскольку ведущая воспитательная позиция отводится матери, то она должна быть образованной и наделенной педагогическими компетенциями, чтобы исключить обезличивание своего ребенка, помочь ему раскрыть его природный потенциал и творческое начало.
Они считала, что обучение в школе должно базироваться на индивидуальном, личностно-направленном подходе. При этом, необходимо сохранять преемственность с домашним воспитании, развивать самодеятельность учащихся и помогать в развитии и совершенствовании их природных талантов.