Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Средства обучения в начальной школе

Понятие средств обучения в начальной школе

Определение 1

Средства обучения – это материальные или природные естественные объекты, которые используются для реализации методов обучения.

Часто средства обучения отождествляют с наглядными и учебными пособиями, учебным оборудованием, дидактическими средствами. Однако дидактический материал, дидактическая техника и педагогическая техника имеют более узкое специализированное содержание, чем средства обучения.

Средства обучения используют в качестве демонстрационного материала (показ явления, предмета, свойств и др.), иллюстраций с целью воссоздания реальной действительности. Использование средств обучения позволяет придать утверждениям педагога практический смысл, связать их с личным опытом и жизнью воспитанников, дать наиболее полное и ясное представление о разных предметах и явлениях окружающей среды.

Средства обучения воздействуют на ребенка через зрительные, слуховые, тактильные, кинестезические анализаторы, осязание и обоняние. Основу наглядности составляет познание через первую сигнальную систему, или чувственную сферу. Вторая сигнальная система позволяет посредством слова воссоздавать представления в памяти, начинает работать и развиваться абстрактное мышление.

Основные и вспомогательные средства обучения

Основными средствами обучения при реализации словесных методов обучения (объяснение, беседа, рассказ, разъяснение и др.) являются речь и устное слово. При работе с книгой средством обучения выступает печатное слово.

В истории педагогики значению словесного воздействия на разум ребенка придавалось разное значение. Л.Н. Толстой, Ж.Ж. Руссо, С. Френе, М. Монтессори и другие авторы указывали на неэффективность такого использования. Они утверждали, что дети, в первую очередь, должны получать знания из окружающей среды и жизнедеятельности в процессе практики. Некоторые исследователи указывали на необходимость самостоятельного получения знаний в ходе опытно-экспериментальной работы. При такой постановке вопроса становятся востребованными учебное оборудование, специальные материалы, справочные пособия и энциклопедии, способные создать особую образовательную среду, оказывающую позитивное влияние на формирование познавательных интересов у детей, а также инициирующую их поисковую активность. Масштабным средством обучения становится искусственно созданная среда с учебными пособиями и материалами, через которые ученик познает мир.

«Средства обучения в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ф.А.В. Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт говорили о необходимости разумного сочетания словесных и наглядных средств обучения, так как у разных детей наблюдаются значительные индивидуальные различия в восприятии информации (аудиовосприятие, визуальное, кинестезическое). При подборе средств обучения для организации учебных занятий необходимо учитывать данные особенности детей.

Большую группу представляют наглядные и технические средства обучения: препараты и материалы, оборудование, реактивы для проведения учебных экспериментов и опытов. Данные средства обучения позволяют реализовать практические методы обучения.

Вспомогательными (сопутствующими) средствами обучения в начальной школе являются: карандаши, ручки, линейки, краски и т.п. Они используются для реализации метода упражнений.

Классификация средств обучения

Для облегчения выбора наиболее эффективного средства обучения, для их упорядочивания в педагогике разработаны разные классификации, отличающиеся по характерным признакам, положенным в их основу:

  1. По природе объектов: материальные (оборудование, помещения, мебель, расписание занятий, компьютеры) и идеальные (мысленные и знаковые модели, образные представления). В соответствии с источником происхождения средства делятся на искусственные (учебники, учебные пособия, картины, приборы) и естественные (натуральные препараты, гербарии, объекты).
  2. По способу применения: статичные (кодопозитивы, слайды) и динамичные (видео).
  3. В зависимости от трудности изготовления и использования: простые (модели, карты, образцы) и сложные (компьютеры, видеомагнитофоны).
  4. По характеру воздействия: аудио (аудиопроигрыватели, магнитофоны, радио); визуальные (рисунки, схемы, слайды, таблицы) и аудиовизуальные (фильмы, телевидение).
  5. По носителю информации: бумажные (учебники, учебные пособия, картотеки); электронные (электронные учебники, компьютерные программы); магнитооптические (фильмы); лазерные (DVD, CD-ROM).

В некоторых классификациях средств обучения лежит один определенный признак.

В конце XX в. В. Оконь предложил все средства обучения делить на две группы: категория «А» - простые (словесные – печатные тексты и учебники, визуальные - оригинальные модели, предметы, диаграммы, картины, карты); категория «Б» - сложные (визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные, технические).

Все сложные средства обучения подразделяются на:

  • визуальные механические средства, которые позволяют передавать изображение с помощью технических устройств (диаскопа, фотоаппарата, телескопа, микроскопа);
  • аудиосредства, которые передают шумы и звуки с помощью магнитофона, проигрывателя, радио;
  • аудиовизуальные средства, объединяют изображение и звук: телевидение, фильмы;
  • средства, позволяющие сделать процесс обучения автоматизированным (компьютеры, лингвистические кабинеты).

Сложные средства обучения, в отличие от простых, используются в зависимости от ситуаций, тесно связаны с темой занятия, зависят от материально-технического оснащения конкретного кабинета и школы. Часто сложные средства обучения называют техническими средствами.

В настоящее время в педагогической системе распространена классификация, в соответствии с которой выделяют:

  • натуральные объекты (непосредственные объекты, предметы и явления, чучела, представители флоры и фауны, консервированные препараты, гербарии и коллекции);
  • объемные изображения (модели, муляжи);
  • иллюстративные изображения (рисунки, картины, фото, диафильмы, диапозитивы и т.п.);
  • символические и графические изображения (описание предметов и явлений знаками и условными средствами): схемы, текстовые таблицы, диаграммы, графики, чертежи, карты;
  • технические средства обучения.
Замечание 1

Проблема классификации, систематизации и типизации образовательной действительности является в педагогической теории одной из наиболее актуальных.

Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot