Василий Александрович Сухомлинский и Антон Семенович Макаренко являются выдающимися педагогами, чьи идеи были заложены в теорию педагогической науки.
Каждый из педагогов выработал свою теорию воспитания, которая была рабочей и дала конкретные педагогические результаты в процессе функционирования реальной образовательной системы. При этом, их идеи воспитания имели сходство, а взгляды на реализацию воспитательной работы были очень близки, а во многом, даже идентичны.
Принципы построения педагогической системы: взгляды А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского
Педагогическая система, разработанная В. А. Сухомлинским базировалась следующих принципах:
- Принцип гуманизма. Означает, что система воспитания должна быть нацелена на развитие в подрастающем поколении гуманистических качеств.
- Принцип субъективизма. Здесь, предполагается постановка ребенка на приоритетную позицию в воспитательном процессе: он-субъект воспитания, имеющий свою ценность, потребности и индивидуальные свойства, на раскрытие которых должен быть ориентирован воспитательный процесс.
- Принцип взаимотворчества. В основе учебно-воспитательной работы закладывается совместная творческая деятельность коллектива педагогов и учащихся.
- Принцип стимулирования интеллектуального развития. Сухомлинский утверждал, что система обучения и воспитания должна основываться на мотивации к познанию.
Педагогическая система Сухомлинского основывалась на гуманистических началах. Она полностью отрицала проявление авторитарной позиции педагога, авторитарного стиля организации педагогической деятельности.
Рисунок 1. Взгляды Сухомлинского на воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается педагогической теории А.С. Макаренко, то она базировалась на концепции личностного развития учащегося. В основе функционирования педагогической системы, по мнению Макаренко, должны быть заложены следующие принципы:
- Принцип развития. Развитие – основа воспитания. Оно является важным направлением педагогической работы. Педагогу необходимо строить воспитательную работу так, чтобы создать условия для усвоения личностью основ культуры, формирования гуманистических начал;
- Принцип коллективного воспитания. Макаренко считал, что воспитание должно осуществляться через коллектив, который трудиться и воздействует на развитие отдельного участника этого коллектива;
- Принцип роли воспитателя. Воспитателю нужна свобода и развитие. Требуется устранить все ограничения развитию и саморазвитию, самореализации и самоутверждения педагога, чтобы не нанести вреда его воспитательной работе, а соответственно и ущерба воспитания и личностному развитию воспитанника;
- Принцип творческого аспекта в любой деятельности ребенка. Творчество – основа развития. Особенно, коллективное творчество. Поэтому, творческий компонент должен пронизывать всю жизнедеятельность ребенка.
Рисунок 2. Взгляды Макаренко на воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Соотношение взглядов Макаренко и Сухомлинского на разные аспекты воспитания
Чтобы сравнить педагогическую теорию Макаренко и Сухомлинского, выявить в ней общее и найти отличия, необходимо рассмотреть их идеи и теории, касающиеся разных аспектов и направлений воспитания. Рассмотрим их:
- Трудовое воспитание. Макаренко считал, что трудовое воспитание лежит в основе эффективного воспитания и развития подрастающего поколения. Он уделял огромное внимание формированию трудолюбия, воспитанию уважительного и бережного отношения к труду. Сухомлинский уделял большое внимание развитию трудовых навыков учащихся, организуя в своей школе разнообразные направления трудовой деятельности, внеклассного характера. Сам воспитательный процесс был построен Сухомлинским, как радостный труд.
- Творческие направления деятельности. Макаренко считал, что успех творческого развития ребенка определяется эффективностью коллективной идеи, которая задана педагогом. Коллективное творчество способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, формирует навыки креативного мышления. Сухомлинский утверждал, что творчество – основа жизнедеятельности ребенка. Он должен быть полностью погружен в творческую среду.
- Нравственное воспитание. Нравственное воспитание начинается, по мнению Макаренко, с личного примера. Поэтому, родители и педагоги должны следить за своим поведением и своими поступками, которым ребенок будет подражать. Сухомлинский, практически также, рассматривал нравственность в воспитании. Он говорил, что педагог должен быть наделен всеми нравственными качествами, которые требуется развить у воспитанника, демонстрируя своим примером уважение, любовь, милосердие, патриотизм, дружбу.
- Игра в системе воспитания. Макаренко считал, что игра является для ребенка приоритетным направлением деятельности. Игра должна быть так основана, чтобы воспитать в ребенке свойства будущего патриота, гражданина, профессионала. Нельзя переносить игровые установки, фантазии в реальную жизнь. Сухомлинский считал, что игра лежит в основе интеллектуального развития ребенка. Через игровую деятельность происходит развитие познавательного интереса, формируется любознательность.
- Система наказаний. Макаренко не приветствовал наказания в воспитательном процессе. Однако, он не исключал наказания полностью. Макаренко считал, что наказание не должно унижать личность, оскорблять ее достоинство. Вседозволенность, по его мнению, ведет к непослушанию и разрушению личности, поэтому, определенная мера наказаний должна присутствовать в педагогическом процессе. Наказание – справедливая и необходимая мера защиты личности. Сухомлинский абсолютно отрицал наказания. Он говорил о том, что, как методы воспитательного воздействия, поощрение и наказание не имеют действенности. Он считал, что деятельность ребенка необходимо оценивать – это лучшее поощрение и худшее наказание. Воспитание должно строиться на любви и уважении к личности воспитанника.