Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие произвольной памяти у детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Определение 1

Психическое развитие – это качественные и структурные новообразования психики, которые характеризуются необратимостью, направленностью и закономерностью. Развитие речи – один из показателей общего психического развития.

Определение 2

Дети с нарушением речи – это дети, которые имеют отклонения в развитии речи при условии сохранения нормального слуха и интеллекта. Нарушения речи разнообразны, они проявляются нарушением произношения, грамматического строя речи, бедностью словарного запаса, а также нарушением темпа и плавности речи.

В соответствии со степенью тяжести речевые нарушения подразделяют на те, которые не представляют препятствий к обучению в массовой школе, а также тяжелые нарушения, которые требуют специального обучения.

Дети с нарушениями речи обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Их поведению может быть свойственен негативизм, агрессия, повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, повышенная застенчивость, нерешительность, пугливость, общая заторможенность, замкнутость и пр.

Преодоление ОНР у детей – актуальная проблема современной логопедии. Развитие словаря, уточнение значений слов, формирование лексической системы играют важную роль в процессе развития познавательной деятельности детей, так как слово и его значение – средство не только речи, но и мышления.

Своевременная коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и дальнейшей их успешной адаптации в социуме.

Развитие произвольной памяти у детей с ОНР

«Развитие произвольной памяти у детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исследование памяти у детей с ОНР помогло определить, что объем их зрительной памяти почти не отличается от нормы. Исключение затрагивает только возможность продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми, страдающими дизартрией. Низкие результаты проб у таких детей связывают с выраженными нарушениями восприятия формы и слабостью пространственных представлений.

Эффективность произвольной памяти во многом зависит от умения контролировать себя в процессе заучивания, в первую очередь от умения различать, как воспроизведен материал, и что осталось невоспроизведенным. Недостатки произвольной памяти у детей проявляются снижением ее объема и недостаточной точностью. Например, дословно воспроизвести несложный текст для детей с ОНР достаточно сложно. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов создает ряд дополнительных затруднений при овладении связной монологической речью. Все это должно быть учтено при организации и проведении коррекционных занятий, направленных на обучение детей рассказыванию.

Психокоррекционная работа с детьми с ОНР должна состоять из комплекса мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка.

Средства развития произвольной памяти у дошкольников с ОНР

Всю коррекционно-воспитательную работу в ДОУ проводят и на специализированных занятиях, и в повседневной жизни. Важно, чтобы помощь, направленная на развитие речи была квалифицирована, обоснована, своевременна. Воспитатель должен принимать активное участие в коррекционном процессе, способствовать устранению речевых дефектов и нормализации психики проблемного ребенка.

При отслеживании динамики речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь. Внимание и память тесно связаны с речью. Если у детей нарушено внимание, то восприятие речи не может идти в полном объеме.

Проблема развития памяти у детей с ОНР решается не только на теоретическом уровне. Дефектологи и логопеды должны ставить перед собой следующий ряд задач:

  • выяснить подходы и принципы, реализуемые педагогами;
  • выделить предпочитаемые формы, методы и приемы работы.

Развитие памяти идет поэтапно:

  • на первом этапе дети учатся произвольно запоминать информацию посредством использования разнообразных мнемотехник на примере букв и слогов;
  • на втором этапе идет закрепление полученных навыков произвольного запоминания на материале слогов, незнакомых слов и слов, имеющих абстрактное значение;
  • на третьем этапе протекает обучение самостоятельному выбору мнемотехник, необходимых для слухоречевого запоминания на материале отдельных предложений, коротких прозаических и стихотворных текстов.

Работа по формированию памяти должна проводиться на неучебном материале в разных жизненных ситуациях. Вне зависимости от того, хорошая у ребенка память или плохая, ее вредно перегружать.

Развитие памяти может идти следующими путями:

  • метод «крокирования», когда ребенок при запоминании фраз самостоятельно выбирает, какие он будет рисовать «подсказки», чтобы позже это помогло ему вспомнить то, что было прочитано;
  • «вспомни и покажи» - дети должны воспроизвести движение знакомых ему объектов – летящей птицы, ползущего червяка и пр.;
  • пробы Хеда – нацелены на построение схемы своего тела, т. е. ребенок должен оценить, что расположено у него на лице и как отдельные части лица расположены относительно друг друга.

Есть и более облегченные варианты, которые включают зрительную поддержку, тактильные ощущения и ряд иных межанализаторных взаимодействий.

Проводя предлагаемые выше методики, предварительно необходимо выяснить, какие слова, обозначающие части тела и лица, ребенку знакомы и использовать именно их.

Современный процесс формирования грамматического строя языка детей – крайне важное условие его полноценного речевого и общего развития психики, так как язык и речь играют ведущую роль в развитии его мышления и речевого общения, а также планирования и организации поведения ребенка, формирования его социальных связей. Все это выступает важнейшим средством опосредствованных психических процессов, к которым относят память, восприятие, эмоции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot