Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы сравнительной педагогики

Общие методы сравнительной педагогики

Сравнительная педагогика использует весь арсенал педагогических и смежных с ними методов исследования.

Методы сравнительной педагогики:

  1. Сравнительный метод. Является основным методом в сравнительной педагогике. Помогает выявить частные и общие закономерности, черты сходства и различия образовательных систем, тенденции развития. Важным аспектом проведения сравнительно-педагогического исследования является разработка и внедрение показателей сравнения.
  2. Описательный метод. Описывает внешние черты, признаки и характеристики педагогических процессов и явлений. Требует особой объективности, точности, накопления информации, систематизации фактов для анализа.
  3. Исторический метод. Характеризуется анализом всех особенностей исторического развития как отдельного звена, так и всей системы образования, педагогического проблемного поля, типа образовательного учреждения. Метод помогает понять суть проблемы через исследование ее первопричин, истоков, истории.
  4. Статистический метод. Подразумевает анализ количественных критериев развития системы образования. При этом количественный рост не всегда выступает индикатором положительных изменений в образовании, параметры и данные национальной статистики не поддаются или плохо поддаются международному сравнению.
  5. Социологический метод. Включает анализ оценки организации образования соответственно потребностям общества на конкретной ступени развития.

В сравнительной педагогике широко применяются аналитические методы: обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование.

Страноведческие и проблемные методы исследования

Большинство исследований в сравнительной педагогике проводится с использованием комплекса методов.

Исследования строятся по схеме: описание и классификация фактов; интерпретация и предварительный анализ; одновременное сравнение по предварительно разработанным критериям для проверки предположений.

По содержанию и направленности сравнительные педагогические исследования подразделяются на:

  1. страноведческие (направлены на изучение системы образования конкретной страны, ее проблем и тенденций развития),
  2. проблемные (сосредоточены на анализе определенных проблем образования и вариантов их решения. Данные исследования базируется на данных нескольких стран и требуют разработки четких критериев сравнения).

Важнейшие исследовательские проблемы современной компаративистики:

  • политика и процессы планирования в области образования;
  • экономика образования;
  • дошкольное воспитание и обучение;
  • начальное и среднее образование;
  • высшее образование;
  • содержание образования;
  • подготовка педагогических кадров, процесс преподавания;
  • дистанционное обучение;
  • статистика по образованию;
  • образование взрослых.
«Методы сравнительной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

В последние годы проблемное поле сравнительно-педагогических исследований постоянно расширяется, они все более тесно связываются с образовательной практикой. В современной сравнительной педагогике исследования носят практическую ориентацию.

Метод сравнения

Метод сравнения в сравнительной педагогике является главным и универсальным методом. Благодаря методу сравнения в практике образования выявляются сходства и различия, в педагогических идеях – общее и специфическое, исследуются зависимые и независимые феномены образования и педагогики.

Замечание 2

Независимые феномены это те, которыми нельзя манипулировать – психологические, семейные, гендерные характеристики субъектов сравнительной педагогики.

Метод сравнения предусматривает конкретную последовательность действий:

  • выделение оснований, показателей, критериев сравнения;
  • сбор данных и информации;
  • выделение общего;
  • выявление особенного;
  • формулировка рекомендаций.

В реализацию метода сравнения могут вноситься определенные коррективы. Например, использование многоярусного сравнения (Дж. Бередей), изучение образования в качестве культурных особенностей разных регионов России (Л. Супрунова).

При использовании сравнительного метода важно учитывать альтернативность и дихотомию образовательных систем. Учет данной двойственности помогает объективно устанавливать и классифицировать генезис педагогических идей и характеристик систем образования. Сравнение в виде альтернативности и дихотомии условно. При оценивании данных систем, а также критериев классификации знаний в педагогике важно учитывать динамику, взаимосвязь и эволюцию педагогической мысли и в системах образования.

В педагогике нельзя разделять феноменологический и социальный подходы. Они постоянно между собой перекликаются. При сравнении биологической и социальной детерминант воспитания нужно избегать упрощений. Воспитание – это сложная система переходов и взаимовлияний, при этом биологические особенности выступают в качестве фактора социального вторичного свойства.

В сравнительной педагогике в пределах универсального метода сравнения используются такие методы исследования, как: изучение документации образовательных учреждений; теоретический анализ педагогической и научной литературы; изучение педагогических публикаций; диагностика (анкетирование, тестирование, контент-анализ, интервьюирование); педагогический эксперимент и т.д.

Перечисленные методы делят на качественные и количественные. Особое место в методах количественных сравнений принадлежит статистическим методам и интерпретации количественных критериев образования на данные репрезентативных выборок. На данном этапе развития наблюдается смешение качественных и количественных методов исследования, при этом предпочтение отдается качественным методам.

Компаративистика в педагогике направлено на использование всего многообразия функциональных, эмпирических, статистических, аналитических методов анализа. Применение качественных методов подразумевает изучение конкретных единиц исследования в соответствии с определенным феноменом и критерием образования.

Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot