Общие методы сравнительной педагогики
Сравнительная педагогика использует весь арсенал педагогических и смежных с ними методов исследования.
Методы сравнительной педагогики:
- Сравнительный метод. Является основным методом в сравнительной педагогике. Помогает выявить частные и общие закономерности, черты сходства и различия образовательных систем, тенденции развития. Важным аспектом проведения сравнительно-педагогического исследования является разработка и внедрение показателей сравнения.
- Описательный метод. Описывает внешние черты, признаки и характеристики педагогических процессов и явлений. Требует особой объективности, точности, накопления информации, систематизации фактов для анализа.
- Исторический метод. Характеризуется анализом всех особенностей исторического развития как отдельного звена, так и всей системы образования, педагогического проблемного поля, типа образовательного учреждения. Метод помогает понять суть проблемы через исследование ее первопричин, истоков, истории.
- Статистический метод. Подразумевает анализ количественных критериев развития системы образования. При этом количественный рост не всегда выступает индикатором положительных изменений в образовании, параметры и данные национальной статистики не поддаются или плохо поддаются международному сравнению.
- Социологический метод. Включает анализ оценки организации образования соответственно потребностям общества на конкретной ступени развития.
В сравнительной педагогике широко применяются аналитические методы: обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование.
Страноведческие и проблемные методы исследования
Большинство исследований в сравнительной педагогике проводится с использованием комплекса методов.
Исследования строятся по схеме: описание и классификация фактов; интерпретация и предварительный анализ; одновременное сравнение по предварительно разработанным критериям для проверки предположений.
По содержанию и направленности сравнительные педагогические исследования подразделяются на:
- страноведческие (направлены на изучение системы образования конкретной страны, ее проблем и тенденций развития),
- проблемные (сосредоточены на анализе определенных проблем образования и вариантов их решения. Данные исследования базируется на данных нескольких стран и требуют разработки четких критериев сравнения).
Важнейшие исследовательские проблемы современной компаративистики:
- политика и процессы планирования в области образования;
- экономика образования;
- дошкольное воспитание и обучение;
- начальное и среднее образование;
- высшее образование;
- содержание образования;
- подготовка педагогических кадров, процесс преподавания;
- дистанционное обучение;
- статистика по образованию;
- образование взрослых.
В последние годы проблемное поле сравнительно-педагогических исследований постоянно расширяется, они все более тесно связываются с образовательной практикой. В современной сравнительной педагогике исследования носят практическую ориентацию.
Метод сравнения
Метод сравнения в сравнительной педагогике является главным и универсальным методом. Благодаря методу сравнения в практике образования выявляются сходства и различия, в педагогических идеях – общее и специфическое, исследуются зависимые и независимые феномены образования и педагогики.
Независимые феномены это те, которыми нельзя манипулировать – психологические, семейные, гендерные характеристики субъектов сравнительной педагогики.
Метод сравнения предусматривает конкретную последовательность действий:
- выделение оснований, показателей, критериев сравнения;
- сбор данных и информации;
- выделение общего;
- выявление особенного;
- формулировка рекомендаций.
В реализацию метода сравнения могут вноситься определенные коррективы. Например, использование многоярусного сравнения (Дж. Бередей), изучение образования в качестве культурных особенностей разных регионов России (Л. Супрунова).
При использовании сравнительного метода важно учитывать альтернативность и дихотомию образовательных систем. Учет данной двойственности помогает объективно устанавливать и классифицировать генезис педагогических идей и характеристик систем образования. Сравнение в виде альтернативности и дихотомии условно. При оценивании данных систем, а также критериев классификации знаний в педагогике важно учитывать динамику, взаимосвязь и эволюцию педагогической мысли и в системах образования.
В педагогике нельзя разделять феноменологический и социальный подходы. Они постоянно между собой перекликаются. При сравнении биологической и социальной детерминант воспитания нужно избегать упрощений. Воспитание – это сложная система переходов и взаимовлияний, при этом биологические особенности выступают в качестве фактора социального вторичного свойства.
В сравнительной педагогике в пределах универсального метода сравнения используются такие методы исследования, как: изучение документации образовательных учреждений; теоретический анализ педагогической и научной литературы; изучение педагогических публикаций; диагностика (анкетирование, тестирование, контент-анализ, интервьюирование); педагогический эксперимент и т.д.
Перечисленные методы делят на качественные и количественные. Особое место в методах количественных сравнений принадлежит статистическим методам и интерпретации количественных критериев образования на данные репрезентативных выборок. На данном этапе развития наблюдается смешение качественных и количественных методов исследования, при этом предпочтение отдается качественным методам.
Компаративистика в педагогике направлено на использование всего многообразия функциональных, эмпирических, статистических, аналитических методов анализа. Применение качественных методов подразумевает изучение конкретных единиц исследования в соответствии с определенным феноменом и критерием образования.