Основные задачи мониторинга профессионально-образовательного процесса
Мониторинг профессионально-образовательного процесса решает следующие задачи:
- Выделение трудностей и препятствий, которые возникают (или могут возникнуть) в процессе усвоение нового учебного материала.
- Организация и реализация эффективного механизма по управлению профессионально-образовательным процессом.
- Сбор информации о сформированности и успешности способов, применяемых в учебно-познавательной деятельности.
- Осуществление каждым педагогом индивидуализации собственной профессиональной деятельности.
- Своевременное обнаружение и фиксация отклонений, которые по своей природе могут быть непредсказуемы или неожиданны.
Данные задачи довольно сложно решить посредством использования традиционных методов оценки образовательного процесса, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также диагностики общего психического развития. Указанные проблемы решаются путем оперативного отслеживания и последующей корректировки образовательного процесса на основании информации, получаемой в ходе педагогического мониторинга.
Выделяют две основные группы мониторинга профессионально-образовательного процесса:
Сбор информации и регистрация текущих процессов обучения. Осуществляется на основании учета структуры профессионально-образовательного процесса:
- профессионально-ориентированной и учебно-познавательно мотивации;
- обобщение и анализ способов выполнения профессиональных и учебных действий, которые осуществляются в процессе решения образовательных задач;
- обобщенная оценка уровня развития учебно-профессиональных и познавательных способностей учащихся.
Обобщение, систематизация и анализ данных, которые были получены в ходе принятия управленческих решений в рамках образовательного процесса.
Основные способы осуществления мониторинга профессионально-образовательного процесса
В настоящее время выделяют следующие основные способы осуществления мониторинга профессионально-образовательного процесса:
- Текущее наблюдение – организуется для того, чтобы отследить произошедшие изменения в профессиональном развитии под воздействием педагогического процесса и определение значимости происходящих явлений. Большое значение в эффективности организуемого педагогического наблюдения имеет компетентность педагога, его профессиональный опыт и личностная позиция.
- Метод тестовых ситуаций – состоит в создании педагогом особенных условий, при которых каждый элемент профессионально-образовательного процесса проявляется максимально отчетливо и позволяет рассмотреть ее основные характеристики.
- Метод экспликации – заключается в развертывании содержания профессионально-образовательной деятельности, позволяет эффективно выявлять изменения в развитии испытуемого, а также оперативно вносить необходимые корректировки. Метод экспликации реализуется путем оказания помощи в виде подсказок, наводящих вопросов, совместной с педагогом деятельности. Регистрация получаемой информации осуществляет посредством наблюдения, а фиксация с помощью опросников или анкет.
- Опросные методы – позволяют получить необходимую информацию об уровне развития субъекта обучения на основании анализа его устных и письменных ответов на специально подобранные вопросы.
- Анализ результатов профессионально-образовательного процесса – является одним из самых действенных методов мониторинга, осуществляется в виде изучения письменных или графических работ субъекта, его технических изделий и т.д.
- Тестирование – является одним из субъективных методов мониторинга. Основан на выявление уровня и степени выраженности психического развития испытуемого. Одно из преимуществ метода тестирования можно назвать то, что он позволяет одновременно исследовать большое количество участников эксперимента, простоту обработки и получение конечного результата.
Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, практические тестовые задания, процессуальные тесты.
Формы мониторинга профессионально-образовательного процесса
Выделяют следующие основные формы мониторинга:
- Стартовая диагностика воспитуемости и обучаемости, проводится сотрудниками психологической службы образовательного учреждения. Результаты представляются в обобщенном виде. Необходимы для разработки коррекционных мероприятий и рекомендаций. Чаще всего осуществляется в начале учебного года, а также среди учеников начальных классов, с целью разработки программы по адаптации учащихся к условиям школы.
- Экспресс-диагностика – направлена на выявление профессионально и социально важных характеристик учащихся. Данную диагностику проводит психолог образовательного учреждения, итог выносится на обсуждение с педагогическим коллективом, при необходимости по итогу обсуждения разрабатываются коррекционные рекомендации.
- Финишная диагностики – проводится среди выпускников, с целью выявления их профессиональной подготовленности и определения уровня сформированности необходимых социальных качеств. Данная диагностика необходима для того, чтобы определить насколько выпускник готов к будущей профессии, на сколько у него сформированы необходимые знания, умения, навыки и опыт практической деятельность по профессии.
Последовательное осуществление мониторинга позволяет обеспечить интеграцию трех сторон личностно ориентированного профессионального образования: развития личности, профессионально-образовательного процесса, взаимодействия учащихся и педагогов.