Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика и взаимосвязь объекта и предмета педагогики

Что такое педагогическая наука

Педагогика относится к разряду антропологических наук, то есть наук о человеке. Слово педагогика состоит из двух греческих корней «пайдос» что означает «дитя» и «аго» что означает вести. Эта наука ставит перед собой задачи по изучению сущности, закономерностей, принципов, методов и форм педагогического процесса.

Определение 1

Педагогический процесс – это взаимодействие педагога и учащегося, во время которого педагог передает свои знания, свой культурно-исторический опыт ученику.

В какой-то момент человеческого общественного развития у людей появилась потребность в передачи знаний и имеющегося исторического опыта. Произошло это примерно в поздний период рабовладельческого строя. Связано это было с тем что наука, культура и производство достигли того уровня, когда необходимы были осведомленные люди, которые могли выполнять потребности социума. Таким образом образование, воспитание и развитие человека становится социальным явлением. Обществу начинают требоваться специально обученные люди, которые могут обучать других людей. Таким образом начинает развиваться наука педагогика.

Педагогика реализовывает следующие важные функции:

  • аналитическую функцию
  • прогностическую функцию
  • проективно-конструктивную функцию

Сущность объекта педагогики и его специфика

Что является объектом педагогики – в этом вопросе нет единого мнения. Так как в центре педагогической науки стоит ребенок, то логично сделать вывод что объектом педагогики является ребенок, человек, личность. Следует отметить что человек является объектом не только педагогикой науки, но и друг наук, имеющих общее название антропогенные (анатомия, физиология, педиатрия, детская психология). Но у каждой этой науки свой предмет исследования.

Педагогика соединяет в себе знания из всех наук о ребенке, по сути педагогика – это высокий уровень развития знания о ребенке.

Педагогика изучает личность ребенка в непосредственном его взаимодействии с природными, социальными явлениями.

В других источниках мы можем встретить понятие о том, что объектом педагогической науки являются те явления действительности, которые создают предпосылки для развития человека. Положение о том, что не ребенок, а педагогическое явление является объектом педагогики выдвинул известный российский педагог А. С. Макаренко. Педагогичная наука сосредоточена на результат педагогической деятельности или педагогического явления. Эта деятельности и явления в свою очередь направлены на исследование и развитие человека.

«Специфика и взаимосвязь объекта и предмета педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Существует и еще одно определение понятия объекта педагогики – процесс формирования условий для развития личности.

Сущность предмета педагогики и его специфика

Точно так же, как и в отношении с объектом, на сегодняшний день ученые не могут точно определиться с тем, что является предметов современной педагогикой науки. В конце 20 века ученые говорили о том, что предметом педагогики в большей мере чем все остальное является образование.

Именно оно полностью охватывает процессы формирования человеческих качеств опираясь на сложившиеся в обществе идеалы, традиции и нормы.

В число таких процессов входит:

  • воспитание
  • обучение
  • развитие

Следует отметить что образование является предметом не только то в педагогической науке, его так же изучают философия, социология, экономика и другие науки. Все эти науки вносят большой вклад в развитие и изучение образования, но делают это не настолько комплексно и регулярно как это делает педагогическая наука. Педагогика же в своем учении затрагивает основные аспекты образования, которые имеют связь с повседневными процессами развития человека, взаимоотношениями педагога и учеников в процессе этого развития.

Замечание 2

Из выше сказанного следует вывод о том, что предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс, проводимый в действительности. Он целенаправленно осуществляется в специализированных учреждениях, а также в семье.

Взаимосвязь объекта и предмета педагогики

Под влиянием образования происходит формирование человеческой личности. Разумеется, не только образование оказывает влияние на этот процесс, на формирование личности так же влияет:

  • наследственность
  • социокультурное пространство
  • активность сомой личности

Образование непосредственным образом связано с формированием личности, а личность в свою очередь определяет ход образовательного процесса, так как на сегодняшний день современный образовательный процесс является личностно ориентированным.

Образование несомненно оказывает большое влияние на развитие личности человека. Образование формирует путь, по которому личности следует развиваться, следуя которому человек сможет добиться максимальных результатов. Личностные качества приобретаются в процессе развития человека. Неотъемлемая часть развития это образование.

Человек уже рождается с определённым типом нервной системы, у него есть как сильные, так и слабые стороны. Человек может развить слабые стороны с помощью деятельности, игровой, трудовой и учебной.

Образование может выступать в разных ролях в процессе развития человеческой личности:

  • стимулятор человеческой активности
  • гарант поступка
  • статуса
  • условия социальной мобильности

Образование предполагает не только усвоение определённого набора знаний, образование включает и формирование психики личности, мировоззрения человека. Образование формирует в человеке и социальные и культурные факторы.

На сегодняшний день образование чаще всего осуществляется в условиях образовательной организации, которая выполняет следующие важные функции относительно личности:

  • функцию социальной адаптации
  • функцию социальной реабилитации
  • функцию социально-психологической поддержки
  • функция перспективного развития личности
Замечание 3

Как видно из вышеизложенного, образование как предмет педагогической деятельности и личность ученика как ее объект, находятся в постоянной взаимосвязи и прямым и косвенным образом влияют друг на друга.

Дата последнего обновления статьи: 08.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot