Специфика личностных качеств педагога, осуществляющего работу с детьми с ОВЗ
Специфика деятельности педагога, осуществляющего работу с детьми с ОВЗ, заключается в том, что помимо определенных профессиональных знаний и умений, педагог должен обладать рядом личностных характеристик.
Личностные характеристики педагога, работающего с детьми с ОВЗ, включают в себя две стороны:
- Объективная сторона – знания и умения, которые необходимы педагогу, для осуществления коррекционной и реабилитационной деятельности с детьми с ОВЗ.
- Субъективная сторона – личностные качества и особенности педагога.
Для того, чтобы реализуемая педагогом деятельность по работе с детьми с ОВЗ была успешной, он должен обладать разносторонними и глубокими знаниями и компетенциями, которые включают в себя:
- специальные знания об особенностях развития ребенка как личности;
- знания о требованиях, предъявляемых обществом к развитию и становлению человека;
- знания об индивидуальных и возрастных особенностях личностного и психического развития ребенка, нормы и патологии развития;
- знания особенностей межличностных отношений и оказываемое ими влияние на развитие личности ребенка;
- знания о методах, способах, приемах и технологиях коррекционной и реабилитационной работы с детьми с ОВЗ;
- обладание педагогическим мастерством и интуицией.
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ должен не просто обладать указанными знаниями, но и уметь применять их на практике.
Большое влияние на деятельность педагога и его взаимоотношения с детьми с ОВЗ оказывают особенности его характера.
Характер – это устойчивая система эмоционального отношения к себе, окружающим людям, предметам, деятельности и профессиональными ситуациями.
Характер человека формируется на протяжении всей его жизни и меняется в зависимости от направленности деятельность.
Спецификой характера педагога, работающего с детьми с ОВЗ, является его эмоциональная реакция на действия и поведение детей:
По содержанию:
- оценочная (объективная или несправедливая);
- защитная (прощение, оправдание или проникновение мотивами);
- регулирующая (запрещение, указание, побуждение).
По отношению к цели и эффективности:
- конструктивная (способствует достижению поставленной цели);
- деструктивная (препятствует достижению цели).
По характеру активности:
- наступательная (осуществление оценки себя и ребенка, постановка себя в позицию ребенка);
- рационализирующая (выявление положительных сторон личности ребенка).
По функции:
- мобилизующая (формулировка рекомендаций для ребенка и для себя);
- успокаивающая (примирение, участие, эмпатия);
- провоцирующая (упрямство, разоблачение).
Таким образом, в основе специфики деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ лежат не только специальные профессиональные знания и умения, но и обязательное наличие у педагога ряда личностных характеристик.
Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми с ОВЗ
Компетенция – это профессиональное соответствие.
Компетентным специалистом считается тот, который выполняет свои профессиональные обязанности на должном уровне.
В настоящее время специфика деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ, предусматривает наличие у него пяти основных блоков профессиональной компетенции:
- Обязательное наличие успешного практического опыта коррекционной и реабилитирующей работы с детьми с ОВЗ.
- Наличие профессиональных психологических и специальных знаний, умений и навыков, в области работы с детьми с ОВЗ.
- Стойкие профессиональные установки и позиции.
- Личностные особенности, которые обеспечивают эффективное овладение профессиональными знаниями и умениями.
- Результативность профессиональной деятельности, характеризующейся положительной динамикой личностного и психического развития детей с ОВЗ.
Все указанные компоненты профессиональной компетенции педагога являются не только личностными задатками и предпосылками, но и наработками, которые педагог совершенствует на протяжении всей своей профессиональной деятельности.
Педагог, работающий с детьми с ОВЗ также должен обладать знаниями, навыками и способностями, которые позволят ему выполнять следующие действия:
- Оценить ситуацию развития ребенка с ОВЗ, определить её положительное и отрицательное влияние на его развитие и, при необходимости, помочь в выборе средств, форм или специализированных учреждений для нормального развития такого ребенка.
- Организовать взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, учителей-предметников и других с целью разработки и внедрения единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка с ОВЗ.
- Разработать на основе первичной медико-психологической информации индивидуальную коррекционную программу для ребенка с ОВЗ с учетом специфики его развития и возрастных особенностей.
- Реализовать на практике основные направления, подходы и технологии коррекционной и реабилитирующей работы, уметь прогнозировать последствия их использования, создать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного курса реабилитации ребенка с ОВЗ в зависимости от характера нарушения его развития.
- Получать с помощью психодиагностики и других средств обратную связь о результатах воздействия коррекционной и реабилитирующей работы на психическое и личностное развитие ребенка и использовать эту информацию для выбора подходящих решений.
- Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, стремление применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.