Особенности использования наглядных, словесных и практических методов обучения детей, имеющих отклонения в развитии
Отклонение в развитии – это нарушение в работе какого-то органа или системы организма, приводящее к искажению восприятия окружающей действительности, проблемам в общем развитии организма и образовательной деятельности.
Отклонения от нормального развития связаны с нарушением психомоторных функций организма ребенка. Они бывают вызваны разными причинами и приводят к нарушению нормальной работы центральной нервной системы и ряда анализаторов организма, что приводит к возникновению проблем в развитии ребенка.
Любое отклонение от нормального развития требует специального подхода к обучению и воспитанию ребенка. В силу своих нарушений, недостатков в работе функциональных систем организма, ребенок не может полноценно усваивать информацию, познавать мир стандартными методами. Для таких детей разрабатываются специальные программы обучения и воспитания, носящие коррекционную направленность. Такие программы ориентированы на коррекцию или сглаживание конкретного отклонения в развитии и обеспечение полноценного усвоения системы знаний и навыков, соответствующих возрастному этапу его развития и степени развитости психических функций.
Что касается использования в образовательном процессе наглядных, словесных и практических методов обучения, то при наличии у ребенка какого-то отклонения в развитии, их применение имеет свою специфику:
- Наглядные методы занимают первостепенную позицию в образовательном процессе ребенка с отклонениями в развитии. Это обусловлено простотой и доступностью их использования и легкостью восприятия информация, посредством органов зрения. Вообще, коррекционные программы обучения строятся на основе ориентации на все органы чувств учащихся. Тем более, что законы психического и физического развития организма утверждают, что при нарушении работы одного из органов чувств, происходит усиление чувственного восприятия здоровыми органами. Наглядные методы обучения применяются с учетом замедленного темпа восприятия информации детьми при наличии психических отклонений, искажения восприятия, т.е. его неточности, нарушений в работе зрительных органов. Для этих целей наглядные пособия, иллюстрации, картинки выполняются в крупном формате, делаются яркими, реалистичными. Для детей с нарушением зрения хорошо использовать объекты, которые можно потрогать, пощупать: точечные картины, мозаику, куклы и т.д.
- Словесные методы обучения. Они основаны на словесной передаче информации, знаний, в ходе проведения беседы с учащимися, рассказа о каком-то событии, истории, объяснения сущностных признаков, исследуемого объекта или процесса. Данный метод обучения практически не используется в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Он может применяться только в комплексе с другими методами и требует большого количества времени, поскольку информация очень долго воспринимается и обрабатывается учащимися. Восприятие устной речи затруднено практически у всех детей с отклонениями в развитии. Кроме того, нарушение речи является распространенным вторичным отклонением в развитии учащегося.
- Практические методы обучения занимают сходную с наглядными позицию в образовательном процессе. Отклонения в развитии, как правило, затрагивают работу органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальное развитие ребенка. Все это затрудняет восприятие информации, представленной в словесной и наглядной форме. Это приводит к применению методов практического обучения, когда информация может быть передана в доступной для восприятия учащимися форме, с опорой на работающие анализаторы и системы организма.
Методика обучения и воспитания умственно отсталых детей
Поскольку развитие умственно отсталого ребенка координально отличается от развития обычного ребенка, то и методика воспитания и обучения таких детей имеет свои особенности:
- Разделение детей на группы в зависимости от степени развития и формы их умственного отклонения. Умственные нарушения имеют разную степень тяжести, характер проявления и развитие вторичных нарушений. По этим признакам собираются группы учащихся для подбора индивидуальной коррекционной программы обучения.
- Активное речевое развитие ребенка. Умственная отсталость всегда сопровождается нарушением речи. Без ее развития невозможно полноценное усвоение образовательной программы.
- Опора на использование подвижных игр и гимнастических упражнений в образовательном процессе. Интеллектуальное и физическое развитие неразрывно связаны. Активизация физических процессов способствует развитию интеллектуальных процессов организма.
- Использование творческих методов и приемов в обучении. Восприятие окружающего мира умственно отсталым ребенком имеет свои особенности. Чтобы они могли выразить свои мысли и чувства, часто, требуется использование нестандартных средств: рисование, прослушивание музыки.
- Необходимость обучения игре. Игра не формируется у умственно отсталых детей сама по себе. Они совершают только предметные операции, не способны к построению сюжетной линии, замысла игры.
Методика обучения детей с нарушением речи
Программы обучения детей, имеющих речевые дефекты, составляются, исходя из разновидности нарушения. Образовательная работы реализуется по трем направлениям:
- Коррекционное обучение детей с нарушениями звукового восприятия и произношения.
- Коррекционные программы для детей с общим недоразвитием речи. В этом случае, у ребенка происходит сбой в функционировании всей речевой системы, каждого ее компонента: словаря, звуковосприятия, звукопроизношения, грамматического, синтаксического строя, связной речи.
- Коррекционные программы развития детей с заиканием.
Коррекционные программы обучения по каждому из направлений, включают в себя работу по развитию словарного запаса ребенка, расширению его кругозора, формирование навыков связной и понятной речи, умению устанавливать с окружающими коммуникативные связи, строить диалоги, использовать речь, не только в качестве средства общения, но и для познания окружающего мира.