Специальное дошкольное образование – это система образования, ориентированная на создание условий для полноценного обучения и развития детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии, а также на подготовку специалистов в этой области.
Принципы построения системы специального дошкольного образования
Специальное дошкольное образование начало зарождаться в нашей стране в 20-30-ые годы XX столетия. К концу этого столетия, данная система получила широкое развитие и распространение. Было создано большое количество учебных учреждений специального назначения. Были оформлены основные принципы и технологии обучения детей с отклонениями в развитии, разработан механизм принятия коррекционных программ обучения для воспитанников дошкольного возраста.
Основными принципами построения системы специального дошкольного образования являются:
- Принцип учета отклонений в развитии. Данный принцип предполагает формирование отдельных дошкольных учреждений или групп детей на основе идентичных дефектов в развитии. Так, были созданы специальные учреждения дошкольного образования для слабослышащих и слабовидящих детей. они, в свою очередь, включают группы детей, дифференцированные по степени проявления слуховых и зрительных нарушений в развитии (глухие, слепые, дети с косоглазием). Кроме того, имеются заведения для детей с речевыми нарушениями, умственными отклонениями и дефектами опорно-двигательной системы.
- Принцип малой наполняемости групп. Специальные дошкольные учреждения включают в свой состав небольшое количество детей. Например, в обычном детском саду наполняемость групп может доходить до 30-40 человек, а в данных, не должна превышать 15. Это необходимо для реализации индивидуального образовательного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями. Как правило, численность детей в группах определяется, исходя их специфики и тяжести того или иного отклонения в развитии.
- Принцип специального кадрового состава специального дошкольного учреждения. В данных заведениях работают такие специалисты, как: дефектолог, сурдопедагог, логопед, олигофренопедагог, а также медицинские специалисты- неврологи, психиатры, а также социальные работники и психологи.
- Принцип опоры на специальные комплексные программы обучения. Обучение реализуется на основании специальных коррекционных программ, которые учитывают тот или иной дефект в развитии ребенка и возможности развития иных сопутствующих отклонений и, предлагают в соответствии с ними методы и приемы воспитательной и развивающей работы, оказания педагогического воспитательного воздействия.
Разновидности образовательных учреждений системы специального дошкольного образования
В настоящее время, существует несколько видов специальных дошкольных образовательных учреждений:
- Интернаты для глухих;
- Интернаты для слабослышащих;
- Интернаты для незрячих;
- Интернаты для слабовидящих;
- Интернаты для детей с тяжелыми речевыми патологиями;
- Интернаты для детей с нарушениями в работе опорно-двигательной системы;
- Интернаты для детей с задержкой психического развития;
- Интернаты для детей с умственной отсталостью.
Каждое из этих учреждений не называется полностью, а определяется как коррекционное образовательное заведение первого, второго и т. д. вида.
Помимо данных специальных дошкольных учреждений имеются и иные типы, которые ориентированы на оказание коррекционной помощи и обучение детей с отклонениями в развитии, которые не имеют возможности посещать специальные образовательные учреждения коррекционного типа, в силу состояния своего здоровья и иных обстоятельств. К ним относится:
- Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Данная структура нацелена на диагностирование детей группы риска, проектирование коррекционных программ специального типа, с учетом индивидуальной специфики развития ребенка с отклонениями и его потенциальных возможностей, а также создание методических рекомендаций по воспитанию трудных детей.
- Реабилитационные центры. Такие центры направлены на оказание помощи и поддержки в развитии и воспитании детей с инвалидностью. В них содержаться дети с глубокой умственной отсталостью, дауны, дети с серьезными психоневрологическими отклонениями и физическими дефектами.
Подготовка специалистов системы специального дошкольного образования
В специальных коррекционных учебных учреждениях работают педагоги, которые прошли соответствующую профессиональную подготовку в лицензированном среднем специальном образовательном заведении.
Чтобы стать воспитателем специального дошкольного образовательного заведения, педагог должен обладать определенными качествами, которые помогут ему в его профессиональной деятельности и обеспечат качественное и продуктивное выполнение своих профессиональных функций. К ним относятся:
- Любовь к детям.
- Порядочность.
- Тактичность.
- Стрессоустойчивость.
- Забота.
- Милосердие.
- Терпение.
- Ответственность.
- Организаторские способности.
- Творческий подход к делу.
Выбор данной профессии требует осознанности. Необходимо понимать, что придется работать с непростыми детьми, а с детьми, которые испытывают многообразные сложности в коммуникативном взаимодействии, познании и действиях, что для каждого ребенка потребуется искать особый подход, помогающий ему в его социальном, умственном и иных направлениях развития.
При этом, важно понимать, что работа педагога может внести существенный вклад в развитие разнообразных возможностей ребенка с отклонением в развитии, поможет ему стать полноценным членом социальной среды.
Дети с ограниченными возможностями могут испытывать следующие проблемы:
- Недоразвитость моторных функций;
- Отсутствие адекватного самоконтроля;
- Речевые дефекты;
- Недоразвитость познавательной сферы;
- Зависимость в выполнении простейших действий и операций от окружающих;
- Отсутствие навыков установления коммуникативного взаимодействия.
Все эти параметры требуют большого труда педагога специального дошкольного заведения. Поэтому выбор этой профессии требует тщательной подготовки, достаточного объема знаний в области педагогики и психологии, медицины, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию своего профессионализма.