Здоровьесберегающая среда – это благоприятное пространство, окружающее человека, создающее условия для его деятельности, полноценного духовного и нравственного развития, способствующее сохранению его здоровья.
Создание здоровьесберегающей среды в учебном заведении является актуальной задачей реализации педагогического процесса в современной школе. При этом, построение здоровьесберегающего учебного пространства является достаточно сложным процессом и сопряжено с рядом проблем.
Проблемы организации здоровьесберегающей среды школы
Построение здоровьесберегающей среды тесно связано с необходимостью сохранения, поддержания и укрепления здоровья учащихся образовательного заведения.
Здоровье лежит в основе развития подрастающего поколения, и при организации педагогической деятельности требуется осмысленный подход к социальному здоровьесбережению в рамках стен учебного заведения.
Следует отметить, что процесс создания здоровьесберегающей среды сталкивается с рядом проблем и противоречий. Выделим основные из них:
- Несоответствие требований семьи и социума к компетенциям учащихся, формируемым в ходе образовательной деятельности и их состоянием здоровья.
- Недостаточность материально-технического снабжения большинства школ, необходимыми ресурсами и технологиями реализации здоровьесберегающего пространства.
- Неподготовленность и незаинтересованность педагогов к систематическому проведению в учебном заведении здоровьесберегающих мероприятий и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся.
- Отсутствие комплексного подхода к формированию культуры здоровья учащихся. Требуется не только систематическая работа по организации валеологических отношений в учебном заведении, но и работа педагогов над собой, сохранением собственного здоровья и установлении связи с родителями учащихся и иными сторонними заинтересованными лицами. Взаимодействие ориентировано на повышение валеологической компетентности родителей и создание единой направленности деятельности по укреплению здоровья учащихся.
- Недостаточная развитость физического воспитания в учебных заведениях. Физическое развитие составляет основу поддержания и укрепления здоровья. Оно повышает функциональные возможности организма. Потому, каждое учебное заведение должно применять вариативные формы и методы физического воспитания, физических занятий учащихся.
- Систематическое переутомление учащихся. Современные образовательные программы, зачастую, требуют от учащихся больших умственных усилий, приводя к нервно-психическим истощениям учащихся. Состояние здоровья отдельных учащихся не учитывается при выборе образовательной программы, а также методов и средств ее реализации.
- Неразвитость психолого-педагогического сопровождения в учебных заведениях. Оно имеется только в ряде школ. Тогда как в остальных отсутствует и не помогает диагностировать состояние психического здоровья учащихся и своевременно применять коррекционные мероприятия.
Условия построения здоровьесберегающей среды школы
Чтобы организовать в учебном заведении оптимальное здоровьесберегающее пространство, требуется учитывать факторы, которые благоприятно или отрицательно воздействуют на здоровье учащихся. Их анализ позволяет построить продуктивную систему здоровьесбережения в учебном заведении. Она формируется на основании соблюдения следующих условий:
- Оптимальные организационно-педагогические условия работы учебного заведения. Предполагается соблюдение санитарных норм, обеспечение учащихся качественным и рациональным питанием, проведение регулярной и разнообразной физкультурно-оздоровительной работы, оптимальные условия обучения: климатические, психологические, наполненность классов, временные рамки учебного процесса;
- Рациональное материально-техническое оснащение учебного заведения. Предполагается наличие в школе всего необходимого оборудования, безопасного для пользования учащимися и ориентированного на достижение целей и задач образования, наличие медпункта, спортивного зала, методического кабинета, библиотеки, оптимального пространства в коридорах и т.д.;
- Кадровое обеспечение учебного заведения. Предполагается высокий уровень квалификации и профессионализма педагогов, наличие медицинских работников, психолога, методиста, компетентного специалиста по физической культуре.
Рисунок 1. Создание здоровьесберегающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, учебное заведение играет решающую роль в формировании у учащихся направленности на здоровый образ жизни. Для этого применяется активная пропаганда ЗОЖ, у учащихся формируются представления о здоровьесберегающем поведении в стенах школы и за ее пределами, а также соблюдаются выше перечисленные условия построения здоровьесберегающего пространства в учебном заведении.
Модель здоровьесбережения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Модель здоровьесбережения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структурные компоненты здоровьесберегающей среды школы
В основу построения здоровьесберегающей среды школы входят следующие компоненты:
- Организация учебно-воспитательного процесса школы и отдельных классов.
- Стиль педагогического общения.
- Сложившиеся взаимоотношения субъектов образовательной деятельности.
- Санитарно-гигиенические нормы организации учебно-воспитательной деятельности.
- Двигательный режим учащихся.
- Медицинское обеспечение учебного процесса.
- Реализация психологического и медицинского сопровождения учащихся в течение одного учебного дня.
- Организация режима питания учащихся и сложившийся рацион.
- Реализация внеурочной деятельности, направленной на пропаганду ЗОЖ, реализацию спортивно-оздоровительных мероприятий и ее систематический характер.
- Организация физкультурного образовательного пространства. Оно предполагает систематическое проведение уроков физической культуры, регулярность спортивных мероприятий в учебном заведении.
- Наличие методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности школы.
Построение здоровьесберегающей среды реализуется через принятие программ управления образовательным процессом. Они формируют направленность деятельности учебного заведения на реализацию принципов здоровьесбережения.
Таким образом, построение здоровьесберегающей среды школы предполагает детальную проработку ряда компонентов, включающих разные аспекты деятельности учебного заведения. Их эффективность определяет здоровьесберегающую направленность работы школы и создает в ней условия безопасного обучения и воспитания учащихся, их полноценного гармоничного развития.