Сущность и структура комплексно-целевой программы управления качеством образования
Комплексно-целевая программа управления качеством образования – это нормативный документ, решающий совокупность управленческих задач и ориентированный на регулирование качества образовательного процесса на конкретном уровне и этапе обучения.
Качество образования отражает личностный рост учащегося, его интеллектуальное, нравственное, гражданское, физическое и духовное развитие.
Данная программа формируется на один учебный год и ориентирована на предоставление отдельным учебным заведением и системой образования в целом качественных образовательных услуг.
По своей структуре комплексно-целевая программа управления качеством образования представляет собой совокупность следующих компонентов:
- Паспорт программы. Он отражает ее назначение, содержание, отражает заказчиков и исполнителей контрольной деятельности, сроки и этапы исполнения контрольной деятельности, критерии оценки и аналитические процедуры.
- Актуальность написания программы. Здесь отражается важность проектирования данной программы и ее применения в образовательной практике.
- Концептуальные основы программы. Они включают в себя теоретические аспекты реализации образовательной деятельности, обновления содержания работы для повышения качества образования и его перехода на новый уровень.
- Целевое назначение программы. Здесь отражается ведущая цель программы контроля качества, связанная с организацией эффективной работы в системе образования и повышения качества предоставляемых образовательных услуг, а также ряд подцелей, обусловленных спецификой деятельности конкретной образовательной организации, социальным заказом, общественным прогрессом и его динамикой.
- Направления работы по контролю за качеством образовательной деятельности. Отражаются все виды и формы реализации контрольной и аудиторской деятельности. они связаны с выполнением социального заказа, удовлетворением образовательных потребностей граждан, методическим обеспечением работы, оценочной деятельностью и информационным обеспечением образовательного процесса, его анализа и контроля.
- Внедрение инноваций. Здесь отражаются все новшества, вводимые в контрольную деятельность, изменения критериев оценки образовательной работы, достижений, требований к качеству образования.
- Стадии реализации программы. Программы предполагает поэтапное управление контролем качества образовательной деятельности. На каждом этапе выполняются определенные процедуры контроля, реализуемые в течение определенного временного промежутка.
- Ожидаемые результаты управления. Они связаны с повышением эффективность образовательной деятельности, улучшением качества образования и регулировании контрольных и координационных мероприятий.
Основы создания комплексно-целевой программы управления качеством образования
В основе создания программы управления качеством образования закладываются требования ФГОС. Они отражают те условия, которые требуется соблюдать для достижения качественного оказания образовательных услуг и достижения целевого назначения образовательной работы.
Стандарты ориентированы на удовлетворение потребностей учащихся и развитие подрастающего поколения. Учащихся готовят к самоопределению, самореализации, творческому развитию.
Согласно требованиям ФГОС, качество образования отражает эффективность работы образовательного заведения и всей образовательной деятельности.
ФГОС выдвигает следующие требования к качеству образовательной деятельности учебного заведения и освоения образовательной программы учащимися:
- Развитие у учащихся личностных качеств в ходе обучения и развития. Данные качества отражают стремление к самоопределению, выработку гражданской позиции, мировоззрения и ценностных ориентиров деятельности, навыки целевой направленности деятельности и формирование личностных компетенций.
- Развитие у учащихся навыков познания и обучения. Они связаны с освоением навыков познания, добывания информации, использования навыков в практической деятельности и применения в разных ситуациях. Сюда же входят навыки планирования своей деятельности и прогнозирования ее итогов.
- Развитие у учащихся навыков познания конкретной дисциплины. Здесь отражаются те навыки, которые помогают познавать конкретную предметную область, конкретные связи и отношения.
Что касается требований к качеству образовательной деятельности, то ФГОС утверждает следующие:
- Предоставление качественного содержания образовательных программ;
- Определенный уровень развития методического обеспечения образовательной деятельности и его качество;
- Качественное материальное и техническое снабжение учебно-воспитательной работы;
- Профессионализм и квалификация педагогов;
- Наличие положительной мотивации учащихся к познанию, обучению и развитию;
- Качество предоставляемых знаний и практических навыков на конкретном уровне и этапе обучения;
- Качество системы контроля образовательной деятельности в конкретном учебном заведении;
- Качество внутреннего контроля и регламента образовательной деятельности;
- Системный подход к управлению качеством образовательной работы.
Таким образом, комплексно-целевая программа управления качеством образования включает в свой состав планы учебно-воспитательной работы за конкретный временной период, нагрузку педагогического состава, применение инновационных методов обучения, ориентированных на повышение мотивации учащихся и их активности в обучении, мониторинг образовательной деятельности и уровня освоения образовательных программ в течение определенного временного промежутка.
Качество образования зависит от следующих компонентов:
- Использование технических средств обучения.
- Применение морального поощрения учащихся и педагогов.
- Системы контроля образовательной работы учебного заведения.
- Учебно-методической деятельности педагогов.
- Наличия оптимальной и целесообразной учебно-методической базы работы.
- Соответствие профессиональной подготовки и переподготовки педагогического состава учебного заведения в соответствии с профессиональными стандартами.
- Реализации личностно-ориентированной модели построения образовательной деятельности.
Данные компоненты закладываются в качестве целевых ориентиров при составлении целевой программы управления качеством образования.
Данная программа ориентируется на создание комфортной психологической образовательной среды, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей современного общества.