Современный букварь
Традиционно букварь считают источником сведений о жизни народа и его культуре. В букварь включают материалы, формирующие у воспитанников поведенческие нормы и взаимоотношение со старшими и младшими.
Основными структурными звеньями букваря являются буквы, сочетания букв, слоги, цифры, грамматические сведения, обращение к учащимся и их родителям, наставления, текстовый и иллюстративный материал, таблицы и схемы.
Учебно-воспитательную работу по букварю обычно подразделяют на три периода: подготовительные, букварный и послебукварный.
Букварь для обучения чтению
На сегодняшний деть букварь нужен преимущественно, чтобы обучать первоначальному механизму чтения. Для этого современные буквари оснащены соответствующими дидактическими материалами: буквами, которые могут располагаться в разном порядке, слоговыми таблицами, столбиками слов, дидактическими текстами.
Центр обучения – буква или группа букв, с которыми составляют слоги и слова с изучаемой или изученной ранее буквой, предложения и тексты в букваре также могут содержать только буквы, которые уже изучены учащимися на данный момент времени. В связи с этим необходимо определить дидактический материал, так как чем меньше букв знают дети, тем беднее букварная лексика.
Уже достаточно давно сложилась практика оснащения букваря специальными пособиями, необходимыми, чтобы сформировать первоначальный навык письма – прописи.
Формирование навыка письма в качестве отдельной, вполне самостоятельной задачи, требует специальных средств, особого учебного и методического оснащения начало осознаваться в методической науке в конце XIX века. Основы письма, то есть каллиграфию, в российских школах зачастую вели учителя рисования или черчения, базируясь на двигательном характере данного навыка, позже они начали создавать специальные учебники по письму, методические указания для учителей, которые содержали и достаточно обширный блок гигиенических требований.
Господствующим методом обучения грамоте раньше был метод письма-чтения, которым предусматривалось совместное обучение письму и чтению, чем зачастую и было обусловлено существование единого учебника. Помимо этого, чтобы сформировать навык письма, подходили и обычные ученические тетради. Иными словами, прописи в качестве учебного пособия могли быть включены в учебный комплекс по обучению грамоте, а могли и отсутствовать.
На сегодняшний день, учебный комплекс, направленный на обучение грамоте включает целую серию учебных пособий. То есть, помимо букваря и прописей, он может включать специальную книгу для чтения – спутник букваря, или сборник для формирования навыка чтения.
Учебники по обучению письму и прописи могут издаваться отдельно от букваря, имея самостоятельный характер. То есть, одна и та же пропись может сочетаться с несколькими букварями.
Этот факт свидетельствует и самостоятельном характере обучения письменным видам речевой деятельности детей – чтению и письму. Безусловно ни один методист не планирует специально делать их полностью самостоятельными, а тем более обособленными, а напротив, стремится органично их соединить, хотя бы в рамках учебного предмета – обучения грамоте. Сегодня отмечается дифференциация учебных предметов, которая все еще ждет научно-методического переосмысления.
Стремление к многофункциональности представляет закономерную тенденцию в букваристике – теории и практике составления букварей. Об этом в свое время писал известный методист конца XIX – начала XX века, ученик известного лингвиста И.А. Бодуэна де Куртенэ – А.И. Анастасиев. В качестве инспектора народных училищ, он наблюдал процесс обучения детей первоначальным письменным навыкам в начальной школе в России. Методист отметил, что обучение грамоте идет успешно по методы письма-чтения, но отмечал, что больших успехов можно достичь, если раздельно обучать чтению и письму.
Сегодня можно сказать, что букварь превратился в универсальный и многофункциональный учебник, хотя однозначно настаивать на этом и нельзя. По прежнему большой объем звуковой аналитической работы, которая необходима, чтобы сформировать навык письма, проводят на уроках чтения. Вся эта работа авторами букварей и учебно-методических комплексов по обучению грамоте, все еще планируется в букваре.
Также стоит отметить, что в современные буквари стремятся включить и обширный блок сведений о языке: лингвистические термины и понятия, например, понятия слога, звука, буквы, предложения и многие другие.
В самом букваре отсутствует особая научная информация: дети читают хорошо знакомые им слова, простейшие по структуре и смыслу предложения, короткие дидактические тексты.
Буквари могут содержать некоторые орфографические правила и сведения о структуре слова, знания по фонетике, необходимые, чтобы сформировать грамотное письмо, то есть орфографический навык. Вся эта лингвистическая информация должна сообщаться детям в устной форме, так как напечатать их в букваре – бессмысленно, дети в первом классе еще либо не умеют читать, либо делают это крайне плохо.
При этом, невзирая на слабый навык чтения первоклассников, в букварях для подготовительного периода уже печатают много текстов, заданий и даже орфографических и других правил, что вызывает определенные сомнения в целесообразности такого подхода.
Методические рекомендации к урокам обучения грамоте содержат оговорку, что тесты, задания и формулировки правил должен читать учитель.
Все еще остро стоит проблема порядка следования букв в букварях, формирования учебной деятельности младших школьников на основании освоения ими правил чтения букв русского алфавита, а не декларативная их подача, как напечатанное правило. Современная букваристика сейчас стоит на пути решения обозначенной теории, а также массы других проблем теории и практики формирования у младших школьников первоначального навыка чтения.